НАТВОРИЛ? ОТВЕЧАЙ!
Алексей Зязев АРХИТЕКТУРА ДЛЯ ТЕЛЕКАМЕР. Часть первая.
От главвреда.
Странное дело: за волшебные хрустально-нержавеющие эфирные пространства телеканал НТВ, равно как и влюблённые в него телезрители, должны благодарить… разумеется, газету «Архитектор».
А вышло так. Когда Семён Левин, тогдашний худрук НТВ, дал мне трое суток чтобы из под земли вырыть качественного архитектора для срочной работы, первый человек, о котором я подумал, был почему-то Лёша Зязев из предпоследнего призыва «Архитектора». Два дня я провёл на телефоне, и когда услышал откуда-то из Татарстана тихое лёхино «да», у меня отлегло. Я не буду рассказывать, как я «за одну сигарету» в курилке вводил новобранца в курс телеинтриг, как Лёху под белы рученьки служба безопасности НТВ на большом чёрном автомобиле возила регистрировать в ментовку (так был установлен абсолютный рекорд скорости регистрации иногороднего в Москве). Скажу одно: Лёха не подкачал. Он с пол-оборота вкрутился в творческий процесс, немногословный и чуткий как Чингачгук. Останкино - болтливое место, и уральского молчуна сперва чурались. Потом привыкли. Потом, разглядев то что он делает, очень обрадовались. Так появились замечательные студии для замечательных программ НТВ.
На телевидении есть поговорка: «Попасть на телевидение трудно, а уйти из телевидения ещё труднее». Точно! Проверил на себе. А ему удалось. Теперь, вернувшись на вольные пастбища, архитектор Алексей Зязев с иронией вспоминает НТВ-шный период своего творчества, а мы покажем вам не только то, что вы уже видели в эфире, но и даже то, что вы НИКОГДА не увидите.
Один раз, и только у нас!
Студия 5 минутных новостей "СЕГОДНЯ" на канале НТВ
(Проект студии 2003 год.)
Новый формат выхода новостей на канале: 5 минут каждый час +
минимальное время на проектирование и строительство декораций
с очень маленьким бюджетом.
Студию проектировать было очень легко:
- маленькая площадь павильона,
- только одна жесткая функциональная схема,
- только самые простые технические решения,
- плюс немного нестандартное цветовое решение и динамичная,
- пластика в объемах декораций.
Вторая редакция студии "НАМЕДНИ"
(Проект студии 2002 год. Первый вариант 2001 года у меня не сохранился).
Проект был интересен для меня тем, что к слову "Намедни" невозможно найти исчерпывающую архитектурную метафору, но при этом раньше была студия Китаевой к проекту Парфенова "Намедни - Новейшая История". Поэтому, студия была сделана на формальном приёме без явной артикуляции темы и цитатой из старой студии - зеленой тумбой стола.
Программа "КРИМИНАЛ"
(Проект студии 2001 год. Реализация 2002 год)
Программа "Криминал" как обычно смаковала мелкую уголовщину на улицах России. Явная дисфункция телепрограммы просто навязывалась в тему декорации. Наиболее уместным ходом мне показалась игра в оптические эффекты,
например в интерференцию. (Интерференция света, сложение световых волн, при котором обычно наблюдается характерное пространственное распределение интенсивности света «интерференционная картина» в виде чередующихся светлых и тёмных полос. Прим. автора.)
Реализация представлялась технически простой: несколько плоскостей на фоне синего хромакея. («Хромакеем» или «зелёнкой» в телевидении называют цветной фон для удобства вырезания объектов из кадра. Прим. главвреда.) Однако опыта строительства декораций мне не хватило, и в результате нескольких технических ошибок, декорация не состоялась. То, что она до сегодняшнего дня в эфире - на совести руководства телеканала НТВ.
Программа "КРИМИНАЛ"
(Проект студии 2004 год. Не реализован из за смены руководства канала.)
Пример проектного прямого лобового удара в тему - понятного целевой аудитории программы.
Москва. Январь 2006 г.
(Продолжение следует.)