Хорошая работа - это одна из составляющих счастья любого человека. А для того, чтобы такую работу найти, стоит задуматься о профессии. Лучше даже сказать - стоит получить самую лучшую профессию. Ведь никто добровольно не станет желать чего-то «среднего». Всем хочется только самого хорошего. Только вот профессиональные пути, которыми идут люди, или которыми идут их дети, часто далеки от идеала, от той самой лучшей профессии.
На чем, обычно, основан выбор будущей профессии, скажем, для выпускника школы? Здесь обычно во главу угла становятся несколько факторов, которые никоим образом не означают движение именно к тому делу, которое способно принести счастье сегодняшнему выпускнику.
Один из путей к самой лучшей профессии пролегает через всяческие рейтинги. «А что тут у нас пользуется спросом на рынке труда?», - задаются вопросом родители. Оказывается, например, что сейчас в цене юристы. Или экономисты. Да и готовят их везде - в итоге приемные комиссии соответствующих факультетов сбиваются с ног, обрабатывая заявки. Не спорю - те профессии, что тут упомянуты, нужны обществу, но подходит ли одна из них конкретному ученику?
Другой путь целиком основан на представлениях родителей о профессии для их детей. Иногда это - давление семейной традиции. Иногда - попытка реализовать через детей то, что не удалось родителям. Иногда - яркий пример кого-то из знакомых, под воздействием которого родители пытаются построить судьбу ребенка. Порой на родителей влияет некое расхожее мнение, вроде «выучишь английский - будет у тебя зарплата в долларах, со многими нулями». Обычно при таком подходе мнение ребенка
никого не интересует. Не все дети способны защищать свою мечту, в итоге годы учебы превращаются в кошмар, а на выходе мы получаем человека, страстно мечтающего забыть всё, чему его учили, и теперь уже самому найти профессию, самую лучшую именно для него.
Каким бы авторитетным ни было мнение, следуя которому детей направляют на те специальности, которые им не нравятся, когда дело доходит, собственно, до дела - человек остается один на один с тем, что ему неинтересно.
В итоге - знакомая многим ситуация, когда каждое утро начинается с мыслей о том, как же не хочется сегодня на работу… В итоге - постоянное желание круто изменить свою жизнь, занявшись тем, что человеку действительно интересно. Обычно во взрослом возрасте люди уже очень чётко понимают, что для них - самая лучшая профессия.
Но когда человек попадает в систему общественных взаимоотношений, в которой есть плата за жильё, обеспечение семьи, в которой есть кредиты, рискнуть и коренным образом изменить сферу деятельности могут немногие. Так и мучаются люди, занимаясь нелюбимыми делами, находя отдушину то в хобби, то в спиртном, то еще в чём. Они винят родителей и обстоятельства. А это - дополнительный, очень тяжелый, психологический груз. И, как правило, серьезных профессиональных успехов они тоже не достигают. Невозможно стать самым лучшим в профессии, когда нет внутреннего двигателя, нет интереса, нет соответствия того, чем человек занимается, тому, что ему, на самом деле, нужно.
Самое печальное заключается в том, что лишь очень немногие чётко понимают - чего они, на самом деле, хотят в профессиональном плане. Ведь внутри каждого из нас, если разобраться, есть целый рой чужих мнений, всяческих установок, стереотипов. В таком «шуме» очень сложно услышать голос собственных желаний, а еще сложнее - прислушаться к нему. «Полезное не бывает вкусным», - кормят нас с детства невкусной едой. «Преодолеешь себя, - преуспеешь», - нам заранее пророчат сопротивление всему, за что мы ни возьмёмся. «Хорошо не то, что хочется, а то, что умные люди говорят»… И сколько еще таких «истин», в которые мы верим и сражаемся с судьбой…
А что, если наоборот? Вкусно - значит полезно. Делаешь то, что тебе нравится, легко и быстро - и преуспеваешь. Отправляешь «умных людей» на скамейку запасных и слушаешь свои желания.
К счастью, это возможно - нужно лишь позволить себе понять свои настоящие желания. Или, если речь идет о родителях, обеспокоенных судьбой своих детей - позволить им прислушаться и присмотреться к своим детям.
Даже если ребенок не может толком ответить на вопрос: «что тебе интересно?», он ведь всем своим поведением говорит об этом. Всё, что нужно - понять - на что обращать внимание, научиться читать людей и себя, а это - путь к верным решениям, путь, в частности, к самой лучшей профессии.
В качестве инструмента для такого вот анализа окружающих и самоанализа с успехом можно использовать методы
системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Эти методы позволяют находить ответы на многие вопросы, и, в частности, на вопрос о самой лучшей профессии.
Ведь самая лучшая профессия - она у каждого из нас своя. И найти её можно, лишь ориентируясь на собственные желания и склонности, «очищенные» от всего чуждого, привнесенного средой.
Здесь, пожалуй, уместно будет сказать о том, почему именно та профессия, которая соответствует склонностям человека, приносит ему счастье. Всё дело в том, что каждый из нас рождается с определенным набором врожденных качеств, с определенным набором желаний. Если природа даёт нам желания, она, во-первых, даёт нам возможности для реализации этих желаний, а во-вторых - даёт чувство удовлетворения, наслаждения, если мы эти желания реализуем.
Предположим, ребенок любит рисовать. Он целыми днями может возиться с карандашами и красками. Если понаблюдать за таким ребенком, окажется, что он, кроме того, очень впечатлителен и склонен одушевлять всё вокруг. Если то, о чём я сказал выше, наблюдается - можно с высокой долей уверенности говорить, что перед нами ребенок - обладатель зрительного вектора. Это позволяет очень точно понять, какой именно набор профессий самый лучший именно для этого человека.
Нужно отметить, что здесь я говорю о некоем «идеальном» случае, для того, чтобы понять векторный набор реального человека, нужен опыт, нужно личное взаимодействие с этим человеком. Кроме того, психотип современных людей обычно включает в себя 2-4 вектора, взаимодействие векторов создает неповторимый, но вполне читаемый психологический портрет. Повторюсь - тут нужен опыт и знания по системно-векторной психологии.
Вернемся к нашему примеру. Системно понимающий такого ребенка родитель непременно присмотрится к его желаниям. И, размышляя о его будущей профессии, будет рассматривать, например, такие профессии, как художник, врач, работник социальной сферы, искусствовед, писатель, работник туризма, актер.
Что общего у писателя и врача? Зрительный вектор. Это совершенно очевидно для людей, владеющих навыками системного мышления. Точный подбор самой лучшей профессии зависит от того, какие именно вектора присутствуют у человека.
При этом количество векторов - это не показатель, по которому можно сравнивать людей. Большее количество векторов может означать лишь большее количество сфер, где человек может реализовать себя профессионально. Ему, в любом случае, придётся выбрать какую-то одну область - редко кто способен достичь высокой реализации в большом наборе разноплановых профессий.
Например, если у человека нет звукового вектора, огромной ошибкой будет попытка сделать из него переводчика, физика, математика или поэта.
Если человек имеет анальный вектор, он неуютно будет чувствовать себя в профессии, так или иначе связанной с продажей чего бы то ни было.
А если у него имеется кожный вектор - он не сможет быть счастливым за делом, требующим усидчивости и кропотливости.
Вот, например, недавно мне попалась интересная серия материалов о выборе профессии - там системно проанализированы десять лучших профессий 2012 года по версии International Business Times:
- Часть 1. Здесь можно почитать о математиках.
- Часть 2. Здесь речь идет об очень интересной профессии «системный аналитик» и о менеджерах по онлайн-рекламе.
- Часть 3. В этом материале рассмотрена профессия реабилитационного терапевта.
- Часть 4. Тут можно прочесть о профессиях финансового планировщика, аудиолога и зубного гигиениста.
Серия еще не окончена, так что, полагаю, самые интересные профессии еще впереди.
В итоге хочу сказать, что понимая векторный набор человека - идет ли речь о ребенке, или о выпускнике старших классов школы, пытающемся найти себя, можно найти наилучшее приложение его природным склонностям. То есть - самую лучшую для него профессию.
Причем, это не обязательно будет нечто совершенно неожиданное и редкое. Эти профессии находятся рядом с нами, только не всегда они видны, так сказать, невооруженным глазом. Нужно лишь знать - куда смотреть и на что обратить внимание.
Заметка написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Другие публикации
Кристоф Мёллер. Новые исследования социальных сетей. Психология времени: новый подход. Хорошее воспитание.