У меня появился новый интерес - личностные расстройства. Штудирую литературу.
Жизнь людей с пограничным расстройством личности напоминает сюжеты латиноамериканских сериалов, индийских «болливудских» мелодрам или «мыльных опер», в которых центральными мотивами выступают темы разлуки, оставленности, утраты, поиска доброго опекуна, родителя, возлюбленного, а также мести [Millon, 2004].
Первая отдельная внешняя реальность для каждого человека-это его мама. В голове ребёнка модель:
"Мама равно внешний мир".
Если мама была хаотичная, тревожная, больная, поглощающая, контролирующая-то в психике её ребёнка фиксируется: " Внешний мир- хаотичный, тревожный, поглощающий, контролирующий и от него надо защищаться".
На границе с внешним мир у такого человека выстраиваются мощные защиты, ограждения.
В отношениях такого человека с другими людьми, актуализируются аналогичные защиты и переживания: рядом с другим тревожно, опасно, страшно быть поглощённым.
Так формируется пограничная личность.
В результате травматичных событий доэлипального (раннего младенческого) периода, пограничная личность как бы застревает на нерешённых задачах этого периода. И в результате, она не приспособлена к миру диадных отношений, переполнена примитивными, хаотичными, не связанными энергиями.
У пограничной личности остаются нерешёнными задачи доэдипального периода. А именно в этот период и происходит формирование способности видоизменять примитивные инстинктивные реакции. Вот как описывает задачи этого периода Э.Зетцель
" Уже давно было признано, что способность видоизменять примитивные инстинктивные реакции закладывается в годы доэдипального развития. Сначала ребенок учитсявыдерживать задержку и фрустрацию в ранних отношениях с матерью. На втором, третьем и четвертом годах жизни он приобретает некоторые средства контроля и достигает определенной степени независимости и автономии. Кроме того, в течение этого периода он использует свою способность к отношениям один-на-один, расширяя существующие Эго-идентификации. Основные задачи развития доэдипального периода включают, во-первых, принятие ограничений в диадных отношениях без сильного чувства отверженности и/или обесцененности; во-вторых, развитие толерантности относительно увеличивающихся периодов сепарации от значимых объектов, с получением удовольствия от их доступных заменителей; и, в-третьих, получение удовольствия от активного овладения и научения."
Соответственно у пограничной личности эти задачи остаются не решёнными.
По мнению приверженца теории объектных отношений Джеральда Адлера в основе погранично организованной личности лежит крайне скудный багаж воспоминаний об утешении, заботе, каком-то тёплом человеческом отношении. То есть, это люди, лишённые в полной мере эмоциональной поддержки. И, как следствие, идущие по жизни с ощущением пустоты и уязвимости. Повзрослев, эти обделённые любовью и заботой люди будут цепляться за кого попало, не особенно заботясь о человеческих качествах своих партнёров. Потому что страх быть брошенным слишком велик. Вся энергия такого человека фокусируется на поиске человека (а по сути на поиске родительской фигуры), который бы утолил психологический голод в одобрении и поддержки. Которую так и не суждено получить.
В итоге, энергии на личностное развитие практически не остаётся.
Непреодолимая потребность найти себе хоть кого-то, с кем можно жить, чтобы избавиться от чувства пустоты и одиночества, затмевает иные задачи личностного роста.
Более того. Этот "голод" делает невозможным реалистичный взгляд на поступки партнёра и, чаще всего, выбор партнёра становится разрушительным для их жизни.
Большую часть времени пограничная личность функционирует на уровне испуганного, беспомощного, беззащитного, растерянного ребёнка, остро нуждающегося в одобрении, заботе и поддержке.
А также в безусловном понимании и спокойном, сбалансированном принятии.
Целью терапии пограничного клиента является интеграция отколотых частей самости. Путь к этой цели проходит через формирование и развитие наблюдающего Эго- то есть через развитие способности к рефлексии и самонаблюдению.
Как правило, пограничный клиент слит со своими аффектами и затоплен энергией Ид.Поэтому на самом деле главная задача пограничного клиента-это не поиск альтернативной принимающей мамы, а формирование способности к самоанализу и пониманию собственной внутренней логики. Логики собственных внутренних процессов.
Например: "Я цепляюсь за своего партнёра потому, что мне не переносимо одиночество. А одиночество для меня не переносимо потому, что я теряю себя в нём. Я могу ощущать "Я есть" лишь через вовлечённость в отношения. Если рядом со мной кто то, значит я нужна. Если я нужна, значит я есть."
Самостоятельное осознание клиентом этой внутренней логики подготавливает его к следующему шагу: к пониманию хрупкости и расплывчатости репрезентации собственного Я- к пониманию несформированности представлений о собственном Я и как следствие отсутствие укоренённости в своём Я.
В поддерживающих, стабильных психотерапевтических отношениях ( а стабильность и непрерывность связи-это то, в чём сильно нуждается пограничный клиент), происходит поиск и интеграция отколотых частей самости. Поиск и интеграция собственного целостного Я.
Поэтому ведущая потребность пограничного -это не поиск любящей мамы, а интеграция фрагментированной идентичности. И взращивание способности к самоуважению и взаимоуважению.