«Меня спасло то, что в винтовке немца кончились патроны...»

May 08, 2019 17:20




ПАМЯТЬ НА ВЕКА
Ефрем Ковалёв: «Меня спасло то, что в винтовке немца кончились патроны...»

5 мая у Ефрема Андреевича был юбилейный день рождения - ветеран отметил своё 100-летие. Сейчас Ефрем Андреевич живёт в семье своего сына. Забота, которую дарят дедушке дети и внуки, - это и благодарность, и вознаграждение за тяжёлое прошлое, которое он пережил.
С ВОСТОКА - НА ЗАПАД
Ефрем Ковалёв родом из села Большой Куналей Тарбагатайского района. В 13 лет вместе с семьёй переехал в город Верхнеудинск  (сейчас Улан-Удэ). Работал кем придётся: рассыльным, смазчиком, слесарем на строящемся паровозовагонном заводе (ПВЗ). Его всегда тянуло к технике, и он мечтал быть шофёром или лётчиком. Окончил ФЗУ, стал токарем, затем слесарем гаража, прошёл курсы водителей, работал шофером. В 1939 году его мобилизовали вместе с автомобилем для того, чтобы возить грузы на Халхин-Гол в период военных действий с японскими милитаристами. :
По окончании боёв на Халхин-Голе в сентябре 1940 года Ковалёв вернулся домой, а 15 декабря Ефрема Андреевича призвали на действительную службу. Направили на Запад - в город Пушкин, что под Ленинградом. Там он и встретил Великую Отечественную войну.
- 22 июня 1941 года наш полк подняли по тревоге и перебросили под Лугу в районе города Елизаветино Ленинградской области. По приказу командования заняли оборону. Задача была - любой ценой не пропустить противника к городу Ленина. Враг был намного опытнее и сильнее нас в технике. В это короткое время наш экипаж, где я был водителем танка БТ-5, потерял две машины. Ну и третий наш танк был недолговечен. 5 сентября мы отбивали очередную атаку немцев. Прямым попаданием фашистский снаряд разбил башню нашего танка и взорвался внутри, - рассказывает Ефрем Ковалёв. - Очнулся где-то, может, на пятые сутки у фашистов в каком-то сарае. Не было двух зубов, сильный шум в голове.
Вместе с другими пленными его отправили в концлагерь, расположенный в Каунасе. Лагерь имел определённую специфику. Над пленными проводили медицинские эксперименты
- Специально заражали тифозной вошью. Больных с высокой температурой отправляли в расположенную неподалеку старинную крепость, где они умирали. Ефрему Андреевичу повезло, болезнь отступила. Но из-за плохого питания он быстро начал слабеть.
«ЛЕГКО ОТДЕЛЫВАЛСЯ»
Помощь пришла, откуда не ждали. Литовские крестьяне попросили у немцев на уборку урожая 50 человек.
- И я попал в эту группу. Меня взяла к себе семья Иосифа Марковского. Он оказался хорошим человеком, ему не работник нужен был, он хотел спасти от смерти человека. Вот у них-то я и поправился, повытаскивал из ног осколки, зарубцевалась рана на голове, сросся подбородок. Я стал немного похож на человека, - вспоминает ветеран.
Примерно через месяц всех опять привезли в Каунас и оттуда эшелоном отправили в Германию. По пути пленных завозили во многие сортировочные лагеря и отбирали людей на заводы.
- Меня привезли в город Эссен, в лагерь, в команду № 105. Это шахтёрская команда. Здесь содержали 5 тысяч советских пленных, работали они на четырёх шахтах. До сих пор помню их названия: «Эмша», «Анна», «Эммель» и «Фриц». Я попал на самую крупную, самую глубокую, самую фашистскую шахту «Фриц», где могли убить под землёй ради шутки и бросить в выработку, - продолжает страшный рассказ мой собеседник.
Три раза он бежал из плена, но его ловили и зверски избивали. Как считает ветеран, он тогда легко отделывался: пойманных беглецов обычно ждала неминуемая смерть.
Однажды один немецкий офицер отобрал десяток человек, в число которых попал и Ефрем Андреевич, и стал, смеха ради, убивать одного за другим.
- Меня спасло то, что в винтовке немца кончились патроны. Я был седьмым, до меня не хватило два патрона. Но в тот день я стал седым, - вспоминает Ефрем Андреевич.
В 1945 году, когда в Нормандии высадились союзники, фашисты экстренно начали перегонять пленных во внутренние области континента. Колонны обессиленных людей гнали восемь суток. Тех, кто не мог идти или делал шаг в сторону, расстреливали на месте.
Освободили их войска союзников, которые отрезали пути к отступлению. Ефрема Андреевича, как и остальных пленных, поместили в фильтрационный лагерь. Проверку он прошёл благополучно, получив даже возможность продолжать службу.
- Оставили работать в репатриационном лагере с 1 августа по 20 ноября 1945-го. После направили в 73-й ордена Красной Звезды автополк Ставки Верховного командования, где я служил до демобилизации, - рассказывает ветеран. - В 1946 году был демобилизован, прибыл в Улан-Удэ и поступил на работу в Бурятский обком КПСС шофёром. Работал водителем в гараже до 80 лет. Возил первых секретарей обкома - А.У. Хахалова, А.У. Модогоева.
Приходилось ему возить и высоких иностранных гостей - например, министра обороны Китая, руководителя Монголии Юмжагийна Цеденбала, космонавта Германа Титова и другие персоны.
ЛЮДИ, БУДЬТЕ ДОБРЕЕ!
Рецептом долгой и счастливой жизни делится сын ветерана Анатолий Ефремович.
- Несмотря на такой солидный возраст, Ефрем Андреевич, ведёт активный образ жизни: интересуется политикой, часто смотрит телевизор. Любит когда гости приходят, - рассказывает он. - По жизни отец - неисправимый оптимист, с чувством юмора, верит во всё хорошее, любит жизнь, любит людей.
Не любит он только рекомендации врачей.
- Мне кажется, люди, которые стойко перенесли такие тяготы жизни, сделаны из другого материала - высшего сорта. А как иначе объяснить такие подвиги? - задаёт риторический вопрос Анатолий Ковалёв. - Отец до сих пор отказывается принимать лекарства, назначенные врачом. За всю жизнь ни разу сильно не болел, не то что нынешнее поколение, которое подвержено частым простудам.
Единственное, что сильно расстраивает нашего юбиляра, - это международные конфликты, а точнее - вражда между людьми.
- Мой отец очень добрый человек. Ни к кому у него нет ненависти, даже к немцам. После освобождения, во время службы в Берлине, он и его сослуживцы кормили голодающую семью немецкого мальчика Берна, который приходил к ним в часть, и его поставили на довольствие как сына полка.
Несгибаемость солдата, воля к жизни, преданность Родине отмечены орденом Отечественной войны 2 степени, медалью «За Победу над Германией», медалью «70 лет Победы на Халхин-Голе». Монгольский консул вручил Ефрему Андреевичу орден «За боевые заслуги».
Татьяна МУНКОЕВА
АиФ в Бурятии, № 18-19 от 8 мая 2019 г. (опубликовано с сокращениями)
Фото - из газеты АиФ в Бурятии, № 18-19.

СССР, герои, история, русские, наши победы, Победа, Великая Отечественная

Previous post Next post
Up