#Монголы_мира #Монголы_России
В феврале, как и положено, грянул грандиозный праздник монголов мира - Сагаалган. И в приграничных сёлах Восточной окраины России, где в любое время чувствуется дыхание и пульс монгольского мира, в эти дни отступают на задний план проблемы и заботы. Кстати, откуда они возникают, когда идёт интенсивное развития монголов России во всех местах их компактного проживания, особенно в Агинском Бурятском округе, где развитие сёл вспыхнуло с новой силой после того, как научились и начали писать проекты под национальные программы и получить многомиллионные гранты? Да так вспыхнуло, что иногда кажется: жизнь существует только в национальных образованиях страны. Вся номенклатура со всей обслугой ринулась туда, ведь за ними - мрак и проблемы, которые невозможно решить. Почему? На этот вопрос лучше вообще не отвечать, положившись на Эволюцию и Историю народов, которые всё и разруливают…
И всё же, поддаваясь какой-то дикой теории равенства и усугубляя психические болезни и когнитивные расстройства, всё более и более впадая в депрессию, озлобленность и тотальное недоверие, монголы России годами смотрят российские сериалы, боевики, мелодрамы, чуть не надев на голову телевизор, где что-то вещают бандиты, политики и какие-то слепые старухи из сериалов. Зачастую жизнь в сёлах и семьях, как в советском телевизоре: изображение есть, звук отсутствует или же наоборот. В общем, никому и ничего не скажи, тем более - кругом родня. Невежество сгущается, кажется, что общество скатилось в средневековье, простая человеческая радость невозможна, но и она вспыхивает в редкие моменты праздника, именуемого Сагаалганом.
ТВ-мракобесие особенно заметно, когда в праздничные дни у нас появляются гости из Монголии - потомки наших предков, некогда бежавших из России. Казалось бы, они ничем не отличаются от нас. Более того, условия их жизни намного суровее наших, многие из них живут в юртах, в степи, содержат большое количество пяти видов скота - верблюдов, лошадей, коров, овец, коз. Бытовая обстановка, на первый взгляд, тяжёлая. Большинство из них в непрерывных трудах. Семьи большие - по пять-семь детей.
Но у них вообще не ощущается каких-то психических отклонений, когнитивных расстройств. Они идут от средневековья к прогрессу. Рассуждения их здравы, взгляды не потухшие - чистые, незамутнённые, говорят прямо, душа открыта. Никакого лицемерия, лизоблюдства и лицедейства. Дети учатся в развитых странах Европы и Азии, а некоторые живут там семьями, говорят на языках народов, с которыми общаются, конечно, не забывая и свой.
Иногда наши родственники появляются у нас. Особенно в предпраздничные и праздничные дни. Не хочу омрачать зыбкое настроение сородичей, но в некоторых бурят-монгольских семьях стараются избежать встреч с родственниками из-за границы, опасаясь выдуманной назойливости и называя их «монголами». Именно в кавычках. Но большинство жителей Восточной окраины России - сами настоящие монголы, и никем другими, кроме безродных манкуртов, они стать не могут.
Лично я всегда живу в ожидании гостей, знакомых и незнакомых, которых называю родственниками. Всех. Все монголы - родственники. Иногда я выезжаю к ним, бываю в Иркутске, Улан-Удэ, Чите, Агинском, Улан-Баторе, районах, аймаках, сомонах, стойбищах, юртах. Случается, езжу по странам, где живут монголы, поездом или автобусом. Это же просто: купил билет в кассе и езжай. Люди занимаются торговлей или хозяйственными работами, а я изучаю огромный монгольский мир: Сибирь, Прибайкалье, Забайкалье, Монголию. Пора бы отправляться на Алтай, в Тыву, АРВМ, СУАР, Тибет, Ганьсу, Цинхай…
В предпраздничные дни наши родственники из Монголии закупаются на рынках и в магазинах приграничных городков и посёлков Забайкалья. Их высоко поднятые иномарки оседают под тяжестью закупленных продуктов и хозяйственных товаров. Морозный пар клубится над весело разговаривающими людьми в национальных одеждах, загружающих в автомобили ящики и баулы. И я радуюсь за их детей, ждущих родителей в сомонах, и знаю, что у них будет потрясающий праздник, который, к сожалению, неведом нам. Конечно, и у нас грянут различные мероприятия с речами, песнями и застольями, но они всё равно не то, далеко не то…
В этом году к нам приехали
Энхбаяр и Майцыцык, переведу имена - Мирное Счастье и Майский Цветок. Красивые и жизнерадостные супруги. Сорокалетние, они весьма соответствуют своим именам. Живут в Монголии, в 50 или 60-ти километрах от нас. Пока у них пятеро детей. Во дворе - две юрты, банька, строят большой современный дом, магазин, в степи - скот. Недавно купили новый Fielder, изменили клиренс, то есть увеличили дорожный просвет, как и все монголы, для езды по степным дорогам. И поехали к нам, а я нарисовал и отправил им по мессенджеру направление между двумя высохшими Торейскими озёрами. По этой дороге ездят и ездили все монголы, Даже Дамдинай Сухэ-Батор, который родился недалеко от нас, рядом с Зун-Тореем, в пади Гун Жалга.
Но Энхбаяр и Майцыцык поехали в наш район впервые, а до этого ездили и закупались в Борзе.
Зима в феврале продолжает лютовать, хотя метельный воздух и снег иногда уже пахнут влагой и весной.
В этом году особенно зачастила пурга, во многих местах дорог не видно. Подумав и не выдержав, я отправился с другом навстречу гостям. Конечно, свернув с трассы, мы сразу же забуксовали за Кулусутаем. Просвет колёс низкий. Откопавшись и выбравшись, мы всё же заехали на взлобок, который наши люди называют Весёлой Горкой. Оттуда на огромную котловину высохших озёр открылась потрясающая взор панорама.
Перед нами расстилалась бескрайняя снежная степь, куда пурга продолжала наносить снег, и никому в голову не пришло бы, что где-то здесь, под гнущимися под злым ветром метёлками сухой травы, возможны дороги. Отсюда до границы около сорока километров. Кто поедет в такую погоду и по такой степи, где по колено снег? Тревога нарастала, превращаясь в страх. Но вдруг, далеко впереди, в белой кутерьме, появился быстро движущийся изгибами зыбкий белый контур, разрезающий снежную степь и метель. Увеличиваясь, контур обрёл вид уверенно идущей машины. Сердце моё заликовало: они!
Энхбаяр и Майцыцык остановилась возле нас и вышли из машины. В национальных одеждах, весёлые и улыбающиеся. Их выручило монгольское бездорожье, из-за которого все монголы увеличивают дорожный просвет своих иномарок, вопреки законам аэродинамики. Но всё же рывок через безлюдную, сорокакилометровую, степь, покрытую снегом, огромный риск…
Минут через сорок мы были у нас, где моя жена быстро уставила стол разнообразными угощениями и горячими, с дороги, буузами и чаем.
Пример: однажды, в сомоне Баяндун, хозяйка дома обронила: «Вы беседуйте, а я постараюсь не прерывать подачу еды». Очень важное замечание, означающее, что основное внимание придаётся разговору мужчин, а женщина не прервёт его, но только насытит течение мысли чаем и угощениями, ни в коем случае не прервав своим вмешательством беседу. Такой установки надо достичь, в чём мы и пытаемся преуспеть…
Дом наполнился оживлёнными разговорами, смехом и монгольской речью. Мир преобразился, а вместе с ним - и мы.
Рано утром мы отправились в Агинское, где наши гости ещё не были, и, конечно, посёлок, по сравнению с нашим приграничным селом, показался им прекрасным и цветущим даже зимой. Но более всего, они любовались по пути природой, сгоревшим наполовину и возрождающимся Цасучейским лесом, упомянутым в Сокровенном Сказании монголов, как месте, где проводились курултаи средневековья. Впечатлила их и заснеженная долина Онона и сама река, местность Гэдэргэ, начало большого острова Икарал, а когда я сказал им, что здесь находится подлинный Делюн Болдок, место рождения Чингисхана, они не выразили никакого сомнения, ибо сами степняки и знают, что в большинстве своём монголы живут в степи, ведь пастбища, содержание животных, а также большие сражения возможны только здесь.
Наши гости заново знакомились с монгольским миром, центр которого некогда находился в среднем течении Онона, где и зародилась сама империя, а сегодня живём мы.
Они не сомневаются в этом, как и все нормальные и думающие люди.
Посетив несколько магазинов, загрузив машину разными товарами, мы отправились обратно. Расстояние от Агинского до Новой Зари небольшое - всего 130 километров по хорошей дороге.
Кстати, меня часто спрашивают: почему я живу в Новой Заре, есть же более комфортные места? А зачем они мне, если дыхание и пульс монгольского мира можно непрерывно чувствовать только здесь? Даже удаление километров на сорок или пятьдесят - уже потеря такого пульса и погружение в домыслы. Ведь Новая Заря - это стык границы Китая, Монголии и России. В этой приграничной степи между границей и рекой Ононом всегда бурлила настоящая монгольская жизнь, отсюда монголы, в основном бурят-монголы, уходили Баргу (Маньчжурию) и Монголию, возвращались, здесь же советская власть создала в 1925 году безналоговую зону, своеобразный монгольский оффшор - сомон Новая Заря и колхоз, о котором до сих пор поют в бурят-монгольских сомонах Монголии. Но эти песни неизвестны как в самой Новой Заре, так и в других сёлах нашего приграничья.
Только здесь - последний форпост монголов России, только здесь можно ощутить подлинную историю и преображение монгольского мира и российских бурят-монголов. Скажем, бурят, вернувшийся из русского города в Новую Зарю, может снова стать бурятом, но уехавший отсюда - вряд ли. А гости из Монголии заедут сначала к нам, а мы первыми поедем к ним…
Где же ещё жить монголу, исследователю и мотиватору монголов мира, которому совершенно не нужны никакие творческие, русскоязычные, союзы и редакции, он изучил их насквозь, а также - все другие институты многовековой системы и организации, навеки застрявшие в шаблонах европейской и российской мысли, идеологий, доктрин, пытаясь сегодня продать себя на всех политических панелях, инфицируя свою страну и монгольский мир всяческой заразой? Ведь с моральной точки зрения так называемая «творческая, пишущая» категория населения самая лживая и продажная часть неразвитого общества, озабоченная только собой, тогда как номенклатура хоть как-то должна заботиться о населении. Но не будем терять время…
Самый потрясающий момент запомнился на пути из Агинского в Новую Зарю, когда в салоне автомобиля мы молча слушали монгольские песни, погружаясь в нашу великую историю и возвращаясь в зыбкую современность. Нет, это не случай поездки со своими земляками под монгольскую музыку и слова, тут было что-то совершенно другое, а понятие «осознание» слабо подходит для обоснования возникающих чувств, когда исчезает даже намёк на какую-то другую речь и присутствует только свой, монгольский, мир. И нет никого чужого. Никто не подглядывает и не подслушивает, не поправляет и не направляет.
Дело в том, что наши гости, обыкновенные жители монгольской степи, непрерывно живут только и только в своём мире, изучая другие миры по мере необходимости, как обязательное условие существования современного человека. Они находятся в своей культуре, говорят на своём языке, занимаются своим делом, едят свою пищу, одевают свою одежду. Никто из чужого мира не вторгается в их сознание и не внушает антагонизм и невежественные мысли, не поёт страшные песни типа «Владимирский централ» или хриплые и гнусные тексты шансонов на уголовные и политические темы, что одно и то же. Конечно, чужие миры пытаются вторгнуться и инфицировать их бытие, что очень заметно, тем более что современный человек обязан жить в открытом мире, иначе о каком развитии может идти речь, но всё же…
В пространстве любого транспорта или дома России непрерывно звучат угнетающие психику человека мотивы и слова, а слушатель даже не воспринимает их, ибо отравлен насквозь, если не навеки. Это его стиль жизни, его мотивы, когда из любого экрана, монитора или дисплея вещают бандиты, политики или слепые старухи, что одно и то же, то есть пропаганда и инфекция. Как не стать больным?
Но в современном мире это личное дело - заразиться или остаться здоровым. И это дело зависит от исторического менталитета народа, то есть - его нравственной базы. У монголов мира она большая и крепкая, почему они и сохранились до наших дней после исчезновения Монгольской империи.
В общем, после поездки в нашем доме исчезли с экранов бандиты, политики и подобные им типы, вместо них звучат монгольские мотивы и песни. Жить стало радостнее. Надолго ли?
На третий день Энхбаяр и Майцыцык гостили у других своих родственников, а после полудня я со своим другом сопроводил их по местному шоссе до Бырки, до федеральной, асфальтированной трассы, по которой легко можно доехать до Борзи, откуда, переночевав, они отправятся тоже по трассе, пусть и плохой, до переходного пункта на границе «Соловьёвский», сразу за которой живут и успешно строят свою жизнь вместе со своими земляками. Это село Эрээнцав - центр сомона Чулуунхороот, о котором я с детства слышал много нелестного от руководителей разного уровня, которые были лишены дара - видеть и ощущать красоту мира и человека. Но в моём сознании не существует границ и масштабов.
Отправить своих гостей обратно в снежную степь я не рискнул. Будет время - поедем в любую сторону и по степным дорогам. А сейчас - снег и бездорожье, в Монголии - зуд, бескормица и падёж скота. Теперь мы обязаны всеми силами помогать своим родственникам, Бурятия, к моей радости, уже делает это: через Кяхту идут составы с кормом и фуражом. Мы готовы встретить и приветить любую семью.
Так закончилась первая поездка Энхбаяра и Майцыцык на новой машине по истинной монгольской земле, где сейчас находится наш Забайкальский край и живём мы - монголы Восточной окраины России. Кстати, за эту поездку наши гости изучили несколько русских слов и предложений, а также меню и ценники на русском языке. Одна из их задач - знать русский язык. И не потому, что им разговаривал Ленин, а потому, что они живут на границе с Россией, это практическая необходимость. Мы же обязаны знать монгольский язык.
Много задач у наших родственников - бурят-монголов Монголии, где большинство населения - молодые люди, в глазах их - вера в будущее, в мир во всём мире. И это не пустые слова, а реальность и практика.
У нас, монголов Российского приграничья, тоже есть такая вера. Может быть, она не заметна на общем фоне, где мы, как и другие народы страны, абсолютно отличаемся от доминирующей массы, хотя нам десятилетиями талдычат о каком-то равенстве. И об этом отличии пора сказать, ибо никто и никогда не думал о каких-то теоретических обоснованиях и выводах по отношению к нам, ведь идеология и политика - это прерогатива других, европейских, еврейских и славянских, народов, а мы - монголы мира - только приложение к ним. Но это только кажется…
А на самом деле?
На самом деле, по теории Маркса, революции - то есть качественное и необратимое изменение сознания общества - происходят только в наиболее развитых странах, а в отсталых странах возможны лишь перевороты и бунты. Создать после них нового человека невозможно, в массовом большинстве получится - урод и варвар, очень редко - личность.
На самом деле, Ленин был не только деятельным теоретиком, но и гениальным практиком, ускорившим теорию Маркса и, создав партию большевиков, совершил переворот в отсталой стране, назвав это революцией, но категорического изменения сознания большинства доминирующего народа не случилось. В итоге всё вернулись обратно. Верхи поменялись местами с низами, далее возникла Диктатура Номенклатуры, которую стала обслуживать наиболее безнравственная и продажная часть населения. По разным источникам при СССР численность Номенклатуры составляла менее 1,5 процента от общей численности населения. Вот они и были "умом, честью и совестью эпохи", остальные - никто.
Далее Номенклатура стала наследственной, а в постсоветский период, она превратилась в то, что существует сегодня, обслуга, то есть исполнительная и законодательная ветви власти, осталась та же.
Как видим, никакой революции в доминирующем большинстве России не случилось, сознание не изменилось. Но нам совершенно неинтересна эта история, ибо она только отнимает время. Ведь у каждого народа свой путь развития. Нам очень важно ответить на вопрос: же что случилось с монголами Российской империи и СССР, что одно и то же, за этот период?
Нам интересно увидеть, что Настоящая Революция, пусть и со всеми бедами и страданиями, случилась в сознании не развитых по цивилизационным меркам монголов мира, о чём, конечно, даже думать не могли ни Карл Маркс, ни Владимир Ленин. Почему так получилось - большой вопрос? Ведь это политический феномен, которого не видят европейские политики в силу своей ограниченного видения. Почему сразу после падения так называемого социалистической системы Монголия стала демократической страной, а к демократии стремятся все монголы мира, заторможенные сегодня в своём развитии большинством населения и режимами других стран? Возможно, когда-нибудь и какой-нибудь монгольский автор даст ответы на эти вопросы. Именно монгольский автор, все ответы других авторов будут фальшивыми.
Жизнь и сознание монголов мира, особенно монголов России, после большевистского переворота изменились бесповоротно, и они уже никогда более не вернутся к прежним устоям и скитаниям, но сохранили при этом, насколько было возможно, свой язык, традиции и обычаи. Даже забывшие язык, восстанавливают его, что очевидно в наши дни. С другой стороны, они уверенно овладели русским языком и основами европейской культуры, значительно опередив колонизаторов, а также овладели новыми навыками и технологиями в повседневном быту и труде.
Такое изменение и отличие от доминирующего большинства страны было отчётливо и рельефно заметно при плановой экономике социализма, когда бурят-монгольские колхозы и совхозы показывали высочайшие результаты, несмотря на все перегибы и отрицательные моменты, на изобилие невежественной, но своей, номенклатуры и политического руководства. Система коллективного хозяйства и жизни, при которой человек воспитывался и был обеспечен от рождения до смерти была у монголов России на высочайшем уровне, несмотря даже на не понимание истинной сути такой системы, где владельцами собственности должны быть члены колхоза, а стала Номенклатура.
Такое отличие заметно и сегодня, при сырьевой, имеющей большое сходство с рыночной, экономике. А каким станет такое отличие при настоящей рыночной экономике даже представить невозможно. Но это обязательно будет высочайший взлёт, ибо мы другие, у нас другая история, другая нравственность, другое сознание. Другая база!
Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами. Утверждение Маркса неоспоримо, как неоспоримо и то, что коммунистические идеи, не понятые более или менее развитыми народами, овладели по каким-то причинам монголами мира и, несмотря на кровавое русское исполнение, навсегда изменили и обогатили их сознание, которое продолжает меняться и развиваться.
И я полагаю, что демократия - основная парадигма и национальный императив, заложенная в подсознание монголов мира, и она намного чище, честнее и справедливее, чем все остальные. Более того, демократия монголов не подвластна учениям теоретиков Запада и России, у неё свои внутренние законы, которые никто не изучал. Надеюсь, что в будущем у монголов появятся свои авторы и исследователи этого феномена.
Пока же теоретического обоснования развития монголов мира и России пока нет, оно заметно на практике. Они не знали учений теоретиков марксизма и ленинизма, но как послушные ученики успешно претворили и продолжают претворять их идеи в жизнь, в отличие от доминирующего населения России, не продвинувшегося в своем развитии сознания, что заметно в наши дни. Следовательно, у них другой путь развития.
Самый важный вопрос не в том, кто выше или ниже, красивее или голосистее, а в том, кто конкурентоспособнее. Братство возможно всегда, но равенства не будет никогда. Ни в чём.Свобода - дело индивидуальное.
Наше отличие выражается даже в том, что бурят-монголы прекрасно понимают выгоду ситуации и извлекают его из любых политических моментов, включая также современные национальные программы, которые финансируются от продажи олигархами и номенклатурой сырья, принадлежащего на самом деле народу страны. Но другой экономики и другого развития нет. Следовательно, надо воспользоваться тем, что имеется.
Это отличие выражается в развитии фермерских хозяйств и личных подворий бурят-монголов приграничных сёл Восточной окраины России, где их администрации ещё не дошли до написания и защиты национальных программ, хотя их самодеятельные коллективы выступают не хуже, а иногда даже лучше других коллективов национального округа или республики.
Это отличие выражается и в проведении своих мероприятий всеми монголами мира, где стараются присутствовать руководители вымирающих регионов и районов нашей огромной территории, население которых массово уезжает в центральные и западные регионы страны. Карта мира меняется неумолимо. Обратного пути нет и не будет. С юных лет звучат в моей памяти строки из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина: «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда, буран!»
* * *
Конечно, негативного в жизни монголов мира и России много. Главная из них в том, что есть национальная номенклатура,
но нет национально-ориентированной элиты. Впереди - долгий путь. Что последует дальше и как ляжет карта мира трудно сказать. В большинстве своём бурят-монголы Восточной окраины России, как и все монголы мира, ещё не дошли до активного развития, но продолжают жить своими традициями и обычаями, которые вытесняют из их экранов, мониторов и дисплеев всех бандитов, политиков, персонажей шансона и подобных им типов. Хотя бы на дни Сагаалгана… И способствуют этому родственники, спешащие по снежной целине, не подозревая, что своим появлением из снежной степи, они напоминают монголам России об их подлинной идентичности и настоящем мире, где открываются счастье и благополучие всех монголов мира и их потомков.
Всем Здоровья, Благополучия, Удачи и настоящего Развития!
Слева направо: Энхбаяр, Цыцык, Майцыцык. На Цасучейском мосту, река Онон. За нами - Делюн Нарасун, вся местность - Делюн Болдок.
Можешь? Помоги: РФ, тлф +79245168119, MIR 2202 2006 6800 1223,
Чадах уу? Туслаач: MN, утас +97680306207, Хаан банк: Үндсэн данс 5419 120 465, Карт 6234 5801 2208 8533 (Балдоржиев Цырен-Ханда).
Подписать проект "Монгол үндэстний карт" на монгольском сайтеПодписать проект "Карта Монгола" на русскоязычном сайте Топ-6 за январь 2024 года:
1. Есть ли монголы мира в законодательных актах и Конституции Монголии? 2. Сапоги в пустыне-1 3. Сапоги в пустыне-2 4. Байкальский регион и Карта Монгола5. На слуху "Карта Монгола". Надо подписаться. Но как? 6. Главный ресурс и перспективы монголов мира Топ-12 за 2023 год:
1. Дети Хоридай-мэргэна 2. От номенклатуры до национальной элиты 3. Даты монголов мира 4. Монголы мира. Кто, где и сколько? 5. Стена памяти. Ссылки на все списки 6. Где родился Чингисхан? 7. Четыре сестры-1 8. Четыре сестры-2 9. В гости 10. История одинокого мухулика 11. Смотрящая из мглы времён12. Метамодерн и современные монголы мира