Ответ на комментарии Управления культуры администрации города Челябинска, в связи с разгромом Юношеского отдела.
24 марта 2017 года, после десятидневного молчания, Управление культуры администрации города Челябинска выпустило
релиз с комментариями по поводу конфликтной ситуации, связанной с насильственной реорганизацией юношеского отдела Центральной библиотеки имени А. С. Пушкина.
Сразу необходимо зафиксировать, что Управление культуры признало ситуацию вокруг юношеского отдела не спором внутри библиотеки, а “конфликтной ситуацией”, с чем мы согласны. Действительно, руководство библиотеки имени А.С. Пушкина и руководство Управления культуры, видимо считая себя вправе, действовали без оглядки, не то чтобы на читателей, родителей и общественников, а вообще игнорируя любые призывы разъяснить суть преобразований в Юношеском отделе. Все делалось молча и силой, без комментариев происходящего, с переходом в плоскость угроз и давления, со скрытием намерений. Тот же господин Назаров, 16 марта, после первой подачи уведомления на пикет, первоначально согласился встретиться, но потом, через пару дней забрал данное слово, и посчитал лишним разговаривать, предпочитая силовой, "рейдерский" вариант действий. Тогда от первого пикета, по договоренности с Назаровым, активисты отказались, рассчитывая на диалог с начальником Управления культуры, но как вскоре выяснилось, это был лишь ловкий маневр, для затягивания времени, с целью продолжить разрушать Юношеский отдел.
Общественники подали новое уведомление на пикет, для разъяснения позиции, широкого освещения острых проблем в работе с молодежью и привлечения к проблеме челябинцев. Но теперь, в связи с тем, что вопрос о разрушении Юношеского отдела поставлен перед общественностью, администрация решила прокомментировать доведенную до конфликта ситуацию.
Что-ж давайте разберем комментарии Управления культуры за подписью начальника учреждения - Дмитрия Владимировича Назарова.
Дмитрий Назаров заявляет, что «Юношеский отдел не закрывается, а переезжает в новое современное помещение с новой мебелью и оборудованием, с комфортными залами для открытого доступа к книжному фонду, проведения тематических творческих вечеров и встреч в этом же здании по улице Коммуны, 69».
Мы заявляли и заявляем, что Юношеский отдел именно закрывают, что есть фактически его ликвидируют. Более того, наши заявления оказались не пустыми словами, а тем, что практически сразу подтвердилось. В настоящее время можно констатировать, что юношеский отдел находится в первой стадии разрушения.
Посудите сами - коллектив работников Юношеского отдела расформирован (и мы тут еще не говорим о морально-этическом аспекте, а он есть), их “раскидали” по разным отделам библиотеки, работать в прежнем формате отдел уже не будет. Те, на кого заменят сотрудников Юношеского отдела, не смогут войти в тот режим работы, который сложился в Юношеском отделе за предыдущие годы.
Теперь по книжным фондам. То, как сгребали книги,
таскали их, вязали в стопки (травмируя далеко не новые книги) и грузили в грязную газель, говорит, что книжные фонды не особо интересуют руководство библиотеки имени Пушкина и вышестоящее руководство (Назаров разве поинтересовался состоянием книг? отношением к ним персонала, брошенного на упаковку? попросил бережно к ним отнестись при переезде? что-то сделал для этого?). Не было ни описи, ни бережного (аккуратного, по-порядку и в чистую тару) складирования книг. Также (есть видео) в процессе переезда были рассыпаны и остались валяться на улице учетные карточки книг, что говорит об отсутствии переживания о судьбе книжного фонда.
Теперь о «комфортных залах нового помещения с открытым доступом к книгам и проведении творческих вечеров». Действительно помещение отремонтировано. Но! Как раз конфигурация нового помещения говорит о том, что формат работы юношеского отдела будет другим. В помещении на первом этаже закрепленном за новым ЮА, имеется всего около 100 кв.м., на которых размещаются: концертная площадка для выступлений (сцена + оборудование), две зоны wifi, прочие рекреации. Непосредственно под работу нового ЮА в помещении будет отведено чуть более 35 квадратных метров. На них и будет предложено новому персоналу ютиться и организовывать работу с молодежью.
Да, возможно, книжный фонд останется, хотя уверенности нет, но допустим. Можно написать в релизе и более 500 квадратных метров, хоть 1000, если взять во внимание все площади библиотеки имени А.С. Пушкина. Но очевидно, что доступ к книгам будет существенно затруднен, а этот опять же говорит о нарушении работы, если подразумевать библиотеку, где все должно строиться на доступности книги, на подборе литературы для юных читателей, а не на завлечении их красивым ремонтом, кофемашиной, бесплатным интернетом и микрофоном на сцене.
В комментариях Дмитрем Назаровым приводятся аргументы, которые якобы должны представить картинку позитивного преобразования, от которого отказываются «глупые родители». Например, говорится об:
- увеличении времени работы Юношеского отдела до 20 часов вечера, хотя не отмечается, что график работы утверждался руководством библиотеки.
- Описывается как выгода - возможность пройти в другой отдел, не выходя из самой библиотеки на улицу, но умалчивается о том, что книжные фонды станут труднодоступны, а значит увеличится время поиска книг библиотекарями.
- Указывается на “красивые стеллажи” для открытого самостоятельного доступа к книгам, но не проговаривается, что много книг на площади в 35-36 кв. метров не разместятся, а значит, либо придется обращаться к библиотекарю за подбором, либо заведомо подразумевается, что наличествующим ассортиментом книг на 36-ти “квадратах”, будет удовлетворен весь спрос читателя.
- Преподносится как позитив - «новые залы для проведения встреч с читателями», но без уточнения, что в этих залах будут проводить мероприятия все отделы библиотеки, а не только Юношеского отдела, и во время таких мероприятий сотрудники Юношеского отдела будут как гости на своем рабочем месте, читатели же вынуждены будут соседствовать с досуговыми акциями, либо отойти подальше (если нужно читать или подобрать книгу).
Все эти аргументы, предъявляемые вслед уходящей возможности договорится без «конфликтной ситуации», никак не разъясняют положение, а лишь дают понять, что баррикады от общественности продолжают выстраиваться. Происходит лишь эскалация конфликта. Также продолжается «наезд» на сотрудников Юношеского отдела и приказная риторика в их сторону: «отказываются подчиняться приказу директора», «саботируют переезд», «нарушают трудовую дисциплину», «предоставляют и способствуют распространению искаженных фактов и заведомо ложной информации». Что является демагогией и давлением, а также именно ложной информацией, но от Управления культуры администрации Челябинска.
А теперь о самом главном в комментариях от начальника Управления культуры администрации Челябинска Дмитрия Назарова. Главное, как это зачастую бывает, - это не то, что в тексте есть, а то, чего в нем нет. А в тексте нет ответа на вопрос, который был поставлен самым прямым, непосредственным образом, - какие у чиновников планы по использованию высвобождаемого помещения Юношеского отдела? Мантра - «помещение останется в оперативном управлении библиотеки» - совершенно пустая. Она не несет никакой информационной нагрузки, ни о чем не сообщает. Помещение и с действующим Юношеским отделом оставалось в «оперативном управлении» библиотеки. Понятно, что «
разговор на эту тему, портит нервную систему», но именно он многое бы прояснил. Как уже стало ясно, засветки боятся чуть ли не больше всего, предпочитая действовать по-тихому, без шума, без общественного обсуждения, без лишних дискуссий, без переговоров. Выбран язык формального общения, через зачитывание сотрудникам их обязанностей (о правах почему-то при этом не вспоминают), и написания после громкого протеста релиза с комментариями.
Нет друзья, нам такой подход неприемлем, теперь всё должно быть выведено на максимально широкое общественное обсуждение, разобран каждый вопрос, каждый аспект, связанный с деятельность ЮА, библиотеки им. А.С. Пушкина, всей библиотечной системы Челябинска.
А дальше необходимо поднимать
вопросы культурной политики, проводимой в регионе, а также о роли родителей и гражданского общества в организации воспитания и просветительской работы для нашего подрастающего поколения.
За работу!
P.S. Ситуация, к сожалению развивается по худшему сценарию. А ведь мы предупреждали еще в 2014 году. В открытом письме, подписанном представителями общественности, мы говорили о губительном курсе в культурной политике Челябинской области и
предупреждали о развитии майданного сценария.
Лишенные библиотек, мест творчества, просвещения и культуры молодые люди будут вовлечены в протестные акции, тем более они понимают перспективу, и то, что существующий запрос на справедливость, с таким подходом чиновников, удовлетворен не будет. Поэтому если
громите библиотеки - ждите молодежь на майдане.