Жаждой сближения с Западом российская элита пронизана с верху до низу. Желание вновь задружиться с более развитыми и «просвещенными» белыми людьми ради выгод и благ, получаемых в разной форме, периодически выскакивает из уст, как бы это ни хотелось скрыть.
О страсти к дружбе с западными партнерами заявляют как на политическом Олимпе России, так и в региональных элитных кругах. Причем круги, рассчитывающие на милость от дружбы, порой выявляются не только в политическом и экономическом истеблишменте. Зачастую встречаются предприниматели «средней руки» и даже эксперты, политологи и экономисты, рассуждающие точь-в-точь как элитарии высокого порядка.
На прошедшем 24 июня в «Аргументах и Фактах» круглом столе по теме кризисных явлений в экономике региона и стратегии выхода, региональные представители власти и эксперты, отвечающие за формирование концепций, а также приглашенные бизнесмены, - все в один голос говорили, фактически о неолиберальном пути выхода из кризиса. То есть, в очередной раз государству предлагалось самоустраниться и предоставить возможность действовать бизнесу. Выглядело это несколько комично, так как сами же эксперты при этом заявляли, что условия созданы, но вот никто не хочет реализовывать инвестпрограммы.
Показательно было заявление регионального министра экономического развития Челябинской области Сергея Смольникова. Вначале он высказался о стратегии действия правительства региона, которая в очередной раз заключалась в ставке на развитие малого и среднего бизнеса. (
Челябинский глава МЭРТ: серьезных инвестиций в промышленность региона ожидать не стоит.)
Далее Смольников заявил о технологическом отставании: «Сегодня в нашу сторону начали поворачиваться европейские производители. То есть если это раньше был просто импорт к нам, то сегодня они очень резко теряют рынок. Они упали более чем на 60 % в поставках в Челябинскую область. Они боятся этот рынок сбыта потерять. Поэтому сегодня для нас хороший шанс - это "затащить" их локализацию сюда. Затащить к нам их технологии».
Click to view
Очень странная была реакция министра, когда ему было в ответ сказано, что эта самая локализация - есть встраивание в технологические цепочки западных компаний на вторых и третьих ролях. Министру называние вещей своими именами совершенно не понравилось, и он попытался от этого объяснения отказаться. Что было странно, так как локализация - и есть встраивание в чужие цепочки, для использования чужих готовых технологии. В этой схеме встроившийся в эти цепочки всегда будет на вторых, третьих ролях. Это очевиднейшие вещи!
В моем понимании - устами Смольникова заговорил Кудрин. Для подтверждения своего тезиса приведу слова Кудрина. 25 мая 2016 года, на закрытой части заседания президиума Экономического совета при президенте Владимире Путине, вице-председатель Совета Алексей Кудрин заявил, что «Россия технологически отстала, и страна должна, пусть и на вторых ролях, встроиться в международные технологические цепочки. А для этого нужно снизить геополитическую напряженность».
Сравните что сказано Смольниковым, Кудриным и найдите в этом разницу. Вот как работает она, невидимая идеологическая вертикаль в виде концепций и стратегий неолиберальной, коллаборационистской экономической модели, продвигаемой элитой на всех уровнях.
А теперь взглянем еще с одного ракурса.
Говорится примерно то же, однако с другого «элитного крыла», хоть опальным, но крупным олигархом, рвущемся к власти экс-губернаторм Юревичем: «Надо дружить со всем миром, чтобы санкции с нас снимали. Потому что наша страна нуждается в доступе к технологиям. Конечно, те санкции, которые на сегодняшний день есть, они не такие критичные для нас, то есть можно их пережить. Но, если вдруг санкции расширятся, то это будет... серьезным ударом по экономике. А сейчас зависимость от импортных технологий, от импортного оборудования в нашей стране почти тотальная».
А вот что сказал другой вице-председатель того же самого экономического Совета при Президенте, бизнес-омбудсмен Борис Титов: «Мы тоже говорим, что нам нужна открытая экономика. В нашей программе «Экономика роста» мы тоже пишем, что без перезагрузки отношений с Западом невозможны реформы, потому что доступ к новым технологиям, финансовым ресурсам во многом закрыт. Поэтому мы тоже призывали, чтобы сегодня уже приступить к тому, чтобы восстанавливать те отношения, которые были раньше».
Как наглядно показано, элита и эксперты, ее обслуживающие, практически целенаправленно и об одном твердят о пути развития, колониальной страны. По позиции элиты видно, что у нее нет в планах развивать собственные технологии, а значит образование и наука попрежнему будет пребывать в регресивном состоянии. Социально-экономическое положение граждан нынешнюю элиту и ее обслугу практически не интересует. Тенденции в экономике переламывать они не планируют. Положение будет ухудшаться. Будет это происходить постепено или более быстрыми темпами - сказать трудно. Но то, что с нынешней элитой перспектив у России нет, - это должно стать очевидным для всех.