Feb 03, 2013 17:29
ОДИНОЧЕСТВО, УЕДИНЕНИЕ, ДЕПРИВАЦИЯ 3 2 2013
«Человек - зоон политикон (общественное животное) и «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя (невозможно)» - известные изречения. Были случаи, когда человек оставался один на плоту в океане, и тогда ему казалось, что появляется кто-то еще, который даже управляет плотом и разговаривает с ним. Потребность в диалоге, порождает партнера. Женщина одна в полярной ночи говорила с луной и пр.
Человек - существо парадоксальное: без других жить не может, но и с этими «другими» неспособен ужиться. Во всяком случае, от общения и публичности мы устаем и какое-то время хотим побыть одни. С другими мы говорим и думаем, а оставаясь наедине - только думаем. Экстраверты любят общение, интраверты предпочитают книги.
Если человек впервые один живет в лесу (в шалаше, в палатке), без всякой связи с «миром», то вскоре, через несколько дней, у него возникают фантазии: он беспокоится о близких, возможно с ними случилось несчастье и пр. Он торопится домой, но видит, что все в порядке. Когда он во второй раз остается в лесу, то подобных фантазий уже не возникает.
При относительном уединении, когда человек невольно сосредотачивается на себе возникает ипохондрия: появляются признаки разных расстройств и болезней; человек торопится к врачу, и выясняется, что человек вполне здоров.
Все духовные учения (х-во, бзм, индзм) обычно не призывают к общению, а советуют уединение. Для духовной практики необходим минимум общения и вещей. Любая вещь отвлекает время и внимание на себя. Многие занимались духовной практикой в пещерах или даже в запертой комнате, но для этого необходимо благословение учителя. Практика таких затворов известна издревле ( у христиан, тибетцев) и условия ее описаны. См., например, жизнеописание Миларепы.
Если человека почти полностью лишить сенсорных восприятий (глаза закрыты, уши заткнуты и мы лежим в ванне с теплой водой), то полностью теряется ориентация во времени и пространстве или наступает сон. Если в библиотеке абсолютно тихо, то читатели могут уснуть.
Если человек - в сурдокамере или в тюремной камере, то это ограничение внешней деятельности может или повредить психику, или же наоборот пробудить внутреннюю активность (мышление,воображение) и человек может даже открыть у себя новые способности и создать что-то ценное и интересное; иногда, правда, эти произведения несколько фантазийны и слегка патологичны. Ср. сочинения народника Н.Морозова в одиночной камере, которые дали начало творениям Фоменко и его «школы» о «новой хронологии», или «Розу Мира»
Есть одиночество (т.е. от которого страдают) и добровольное и благотворное уединение. На более высоком уровне человек общается без привязанности. Прекрасно говорит об уединении Дж. Кришнамурти.
Маленький ребенок не может и не хочет оставаться один. Это и опасно для него. Множество впечатлений и накопление опыта - важны. Взрослея, человек становится самостоятельнее и все более опирается на накопленный опыт, однако теряет свежесть восприятия и способность воспринимать новое, делается консервативным и догматичным. А в старости меньше друзей и меньше физических возможностей для передвижения в пространстве. Возникает дефицит общения. Разумно и естественно индийское деление жизни человека на стадии: учение, мирская жизнь, отшельничество и полное отшельничество и аскетизм, когда «думают о душе», о вечном (упанишады).
Необходим хотя бы минимум впечатлений, путешествий, общения с другими странами. А ученый не может стать ученым без общения с коллегами, без дискуссий; только «по книгам» невозможно стать физиком. Но для философа внешний опыт не столь значим. Кант практически не покидал Кёнигсберг, а Сократ - Афины.
уединение,
одиночество,
зоон политикон