Вечен ли ад?

Feb 03, 2013 10:49


Есть в Церкви люди, которые считают своим долгом выискивать в чужих словах ереси и обличать инакомыслящих. Насколько здравая эта позиция? Обязательно ли занимать чью-либо сторону в догматических спорах, если просят «рассудить»? Мыслями делится протоиерей Димитрий Струев.



Один хороший человек прислал мне вопрос о моем отношении к высказываниям Алексея Ильича Осипова в роликах, на которые в вопросе были даны ссылки. Судя по блогу автора вопроса, я был поставлен перед выбором: либо я гневно обличу еретика Осипова, либо сам буду заклеймлен в качестве еретика. Темы высказываний - бесконечность мучений грешников и границы Церкви.

Обличальщики профессора Осипова обычно исходят из выводов, которые они сами делают из его высказываний. Причем зачастую это выводы даже не из законченных высказываний, а из их фрагментов. Сняли кусок, залили в сеть, посмотрели, сделали выводы и давай обличать. Я, если что, с этими выводами тоже не согласен. Однако для того, чтобы обличить Алексея Ильича, надобно еще спросить его, согласен ли с ними он сам.

А я вот иногда от делания выводов уклоняюсь. И не только из Осипова. Чуть больше года назад я  писал, что есть вопросы, на которые я могу никогда не получить ответов. По крайней мере, не получу их в земной жизни, а будут ли они актуальны для меня дальше, я не знаю. Если я встречаю носителя веры, у которого есть исчерпывающие ответы абсолютно на все вопросы, имею основания подозревать, что с его верой мне не по пути.

Один из комментаторов, писавших под тем постом, сделал из него вывод, будто я отрицаю существование ада. Потом он свои комментарии удалил - не знаю, то ли стыдно стало, что ерунду написал, то ли осознал, что с такими, как я, вообще грех общаться.

Отрицать ад можно только при отрицании бессмертия души как такового, вместе с отрицанием существования падших духов. Когда и реальность демонов, и реальность посмертия - это опыт, перспектива посмертия в общении с демонами (для тех, кто предпочел общение с ними, а не с Богом, при жизни) видится бесспорной. И это не противоречит моим словам из того же жж-постинга: Я не верю в Бога-мстителя, Бога-садиста. Поэтому религиозные поползновения, диктуемые страхом перед наказанием, в моем представлении имеют мало общего с верой. Возможность ада - неизбежное следствие предоставления человеку свободной воли.

Что же касается бесконечности мучений… Здесь я оставляю себе право быть агностиком. Не потому, что мне не хочется верить во что-то неприятное. И не потому, что я не доверяю отцам, говорившим о бесконечности мук. Просто моё сознание, существующее в пределах измерения пространства и времени тварного мира, не может создать в себе адекватного представления о бытии вне времени. Поэтому я не знаю, как всё будет происходить в той реальности, о которой Иоанн говорит:

И увидел я новое небо и новую землю: ибо прежнее небо и прежняя земля миновали (Откр.21, 1). И ангел… клялся… что времени уже не будет (Откр.10, 5-6).

Автор самого известного и наиболее авторитетного толкования книги Откровения, святитель Андрей Кесарийский, клятву ангела о времени толкует «надвое»: «Ангел клянется, что времени, уже не будет в будущем веке, когда и в самом деле не будет того времени, которое исчисляется по солнцу, но будет жизнь вечная, недоступная временному исчислению, или же это указывает, что после шести гласов ангела пройдет не много времени до исполнения» (глава 10, статья 28).

Так вот, если уж святитель здесь допускает два варианта смысла, я тем паче не дерзаю охватывать своей фантазией вневременное бытие. И как будет выглядеть полнота бытия в любви и радости для спасенных в вечности, я не пытаюсь себе нарисовать. И равна ли вечность бесконечному времени (если как-то иначе понимать клятву ангела об отсутствии времени), или же словосочетание «вечные муки» означает что-то иное, нежели бесконечное продолжение мучения во времени, которого вроде бы уже не должно быть - не знаю. Поэтому и смиряюсь с тем, что есть вопросы, на которые я в ближайшее время не получу ответа. ...

ад, христианство

Previous post Next post
Up