Стивен Прист
ТЕОРИИ СОЗНАНИЯ
Перевод А.Ф.Грязнова
Stephen Priest. Theories of the mind.
A compelling investigation into the ideas of leading philosophers
on the nature of the mind and its relation to the body
The Penguin Books, 1991
М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000
Являемся ли мы физическими объектами? (предисловие к русскому изданию)
От переводчика Предисловие
- ДУАЛИЗМ: Платон и Декарт
- ЛОГИЧЕСКИЙ БИХЕВИОРИЗМ: Гемпель, Райл и Витгенштейн
- ИДЕАЛИЗМ: Беркли и Гегель
- МАТЕРИАЛИЗМ: Плэйс, Дэвидсон и Хондрих
- ФУНКЦИОНАЛИЗМ: Патнэм и Льюис
- ДВУХАСПЕКТНАЯ ТЕОРИЯ: Спиноза, Рассел и Стросон
- ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД: Брентано и Гуссерль
- КАК РАЗРЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ СОЗНАНИЯ И ТЕЛА
Грядущая научная революция (послесловие к русскому изданию)
Библиография СКАЧАТЬ ВЕСЬ ТЕКСТ Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)_________________________________________________
Прист о сознании понятия не имеет.
уровень
мышления позитивистов удручающее ущерблен,
ибо это мышление технарей, со своим свиным технарским рылом
влезших в надтехнарские сферы. Однако генезис сего типа проходит
через гремящие имена: Аристотель - Декарт - Кант - Конт - аналитики
забавно, но мышление типового либерала или нацдема той же природы
- подмена органического формально-техническим (бурж.право формально).
а начиналось все с культа Разума и честного софиста Сократа.
Ибо мыслят либо пропозициями, любо узко-прагматически, игнорируя установки.
установка - бессознательная настроенность на определенный тип восприятия и ответного действия. Хотя смена установки может происходить сознательно.
установка приводит организм в готовность к определенной ситуации.
примеры.
у клавиатуры два регистра - русский и латинский.
психика настроена на один из них. если установка соотв. текущему регистру, печатание на клавиатуре будет нормальным. если не соотв. - будет абракадабра и сознательно меняем установку.
шары.
Вы вытягиваете руки перед собой ладонями вверх.
в каждую ладонь кладут по шару. шары одинакового цвета и размера.
зрение еще до попадания шаров в ладони настраивает моторику рук на восприятие одинаковых шаров. если шары одного веса, реакция обеих рук будет одинакова. если вес разный, то и реакция будет неожиданно разной, поскольку была настройка по виду на одинаковый вес.
модификация: шары по виду одинаковые, но говорят что левый вдаое легче правого, хотя на самом деле они одного веса. Т.е. дают ложную установку и реакция моторики рук будет неадекватной.
тогда становится понятна природа сознания:
Сознание - вот-сейчас-бытие как сверхустановка готовности к восприятию и действию, разворачивающая мир-перспективу, включающего так или иначе и его самого, как инвариантно-вариативную реальность дел и вещей, обладающих различной онтологической значимостью для субъекта, стремящегося стать всюду-всегда-бытием.
для позитивиста-анал.философа это не доступно
позитивизм и анал.философия это тоже установка и установка ущербная
в конечном счете на протокол регистрации атомарных фактов,
в котором больше ничего нет.
а чтобы еще что-то увидеть им приходится изворачиваться.
у них физическое и есть материальное сквозь прибор-регистратор.
ведь категорию материя ввел Платон как раз в связи с чувством.
аналитики просто заменяют орган чувства прибором, а душу ментальностью.
но по существу (сущность им вообще не видна в силу ущербности установки)
ничего не проясняют. наоборот, только дебилизируют сам процесс