Наша задача состояла в том, чтобы воссоздать
некое совершенно особое отношение к женщине в
раннеирландской литературе, причем даже не столько - к
женщине, сколько к существу, называемому трудно переводимым
термином bansca! - «женский образ - женский
призрак». Собственно говоря, так обычно называют в сагах
практически любое существо, внешне выглядящее как женщина.
Иногда - она женщиной и оказывается, но чаще -
это некое существо, стоящее как бы на границе между мирами.
Это, в общем-то, уже не богиня, но назвать ее простой
земной женщиной тоже трудно. Мы называем такую
женщину, отчасти вслед за Дж. Надем, .Анмнн;мьноЙ фигурой
(см. [Nagy 1981]), женщиной, которая стоит между
двумя мирами и находится одновременно и там, и здесь,
причем ужас состоит в том, что никогда нельзя быть уверенным
в том, какой своей стороной она сейчас повернулась
и, более того, - кто это вообще.Как выглядели эти таинственные женщины? В сагах есть
описания золотоволосых белокожих красавиц, но мы скорее
склонны представлять их с темными волосами, низкорослыми
и с монголоидными плоскими лицами. Именно так выглядит
современная исландская (!) актриса и певица Бьорк, в
лице которой явно просматриваются черты палеоевропейского
субстрата, видимо, завезенного ее предками еще из Скандинавии
и время от времени проявляющero себя в антропологическом
типе изолированной Исландии. Этническая история
Британских островов складывалась гораздо сложнее и началась
гораздо раньше. Мы до сих пор не знаем, как можно
квалифицировать строго этнически до-кельтское население Британских
островов. Данные археологии, как пишет А. МакКензи,
говорят нам, что «его представителями были люди
невысокого роста, KopeHacТble, сильные, возможно, темнокожие,
с несколько МОНГОЛОИДНОЙ формой глаз. Характерные
черты этой расы составляют весьма примечательный элемент
в облике населения Ирландии (особенно - южной Ирландии)
и У эльса, где они выступают даже в более отчетливом
виде, чем кельтские. Признаки смешанных рас часто проявляются
в отдельных представителях» [Мак-Кензи 2003, 22] *.
...
Итак, в рамках очень краткого эпизода нами было отмечено
семь почти дословных совпадений, связывающих Этайн
из Разрушения с женщиной-сидой из саги Смерть М уuрхертаха
сына Эрк. Но обращение к последнему тексту ставит
нас уже на основательно проработанную в ирландистике
почву, а именно - разработку темы женщины, олицетворяющей
собой одновременно Власть, Эрос и Смерть, являющейся
королю (или будущему королю) и в той или иной
степени управляющей его судьбой
Т.А. Михайлова
ХОЗЯЙКА СУДЬБЫ
Образ женщины в традиционной ирландской культуре
Click to view