https://olegchagin.livejournal.com/4346472.html автор глубоко ошибается насчет фашизма и нацизма, ибо их философский корень один - гегельянство, которое строится на диалектике единства и борьбы всеобщего, особенного и единичного, и которое они одинаково применяют, эту диалектику, в социологии и политики, выстраивая снимающую противоречия социального бытия иерархию:
- вождь (единичный индивид, концентрирующий народный дух, его истинные стремления);
- партия и профсоюзы (особенное, отражающее различные роли в бытии целого, народа или расы);
- и массы, ведомые вождем по пути реализации народного духа с помощью партии и профсоюзов,
и потому они не имеют никакого отношения к индивидуализму и либерализму, будучи при этом принципиально различными в трактовке всеобщего - нацизм понимал его как нацию и расу в духе 17-19 веков, а фашизм - в духе Древнего Рима, как имперский субстрат-носитель мирового духа.
- Вы очень радикальны. Диалектика Гегеля занимает важное место в непримиримом противнике фашизма - коммунизме. И даже если принять её как исток фашизма, из этого не следует. что либерализм и индивидуализм не имеют к нему отношения. Уж либерализм-то точно имеет.
идеолог фашизма Джованни Джентилли был неогегельянцем.
а идеолог нацизма Артур Розенберг - немецким националистом из остзейских немцев, после краха РИ и ГИ в 17-18 гг возмечтавшим о возрождении Рейха, но в условиях массового индустриального общества, и при этом англофилом как и Гитлер.
и они, как и Гегель, считали высшей формой духа государство вождистского типа, находящееся над массами и оформляющее их в органичное целеустремленное единство.
а вот комм идеология, как и либеральная, странным образом была нацелена на уничтожение особенного - сословий, классов и государств в глобальном обществе всеобщего равенства - глобальном коллективе из свободных индивидов.
тут особняком стоял сов.марксист-гегельянец Ильенков, писавший о героическом пути мирового духа, наконец познавшего себя и вернувшегося к себе в пламени мирового пожара.