классический капитализм тоже начинался с попыток создания рая на земле и до сих пор многими считается прогрессивным отн.феодализма явлением, вызванном именно прогрессом науки, техники и общества.
По справедливому мнению Вебера, сначала возник «дух капитализма», а потом уже сложился сам общественный строй. Экономический успех был возведен протестантизмом в религиозное призвание. Первые капиталисты были религиозными фанатиками, но не пьяницами, не обжорами и не развратниками. Они рассматривали свои экономические успехи как знак божеского к ним расположения, как знак того, что они, возможно, будут спасены и попадут на том свете в рай - заветной мечте каждого искренне верующего человека.
Вебер понимал капитализм как социоэкономическую систему, которая коренится в общем поведении людей, а не в экономическом поведении определенных частных личностей, предпринимателей или политиков, или отдельных групп.
Экономическая практика как черта культурной жизни общества свидетельствует о значении и воздействии религии на его развитие и формирование. Протестантская этика, особенно ее аскетическая разновидность, внесла немалый вклад в культурную основу современного капитализма. Особую роль сыграли такие его черты, как идеал профессионального труда «внутремирской аскетизм», то есть обязательство скромного образа жизни в сочетании с активной деятельностью в миру и неутомимого труда.
При этом индивид нес ответственность только за себя и свою веру. Следствием этих свойств аскетического протестантизма или пуританства, было то, что на этическом поведении основывалась вся жизнь, а не только его религиозная сфера. Человек становился доходной машиной Бога, а труд превращался в самоцель.
https://helpiks.org/7-14841.html т.е., чума 14 века подорвала соц.базу феодализма, а воссозданные ранее город и торговля, особенно в Северных Италии и Германии 12-13 вв, в условиях христианского мироощущения того времени породили протокапитализм эпох Возрождения и Реформации с церковным расколом, открывшем дорогу собственно капитализму Нового времени и Просвещения. В России происходил аналогичный процесс - церковный раскол и формирование класса капиталистов из староверов, финансировавших в начале 20-го века большевиков и пр. рев.партии
и социализм как идеолгия порождается именно капитализмом как реальной системой с острейшими соц.противоречиями, но в реальности бытует как гос.капитализм, ибо вся собственность на средства производства при реальном социализме находится у государства, т.е. у парт.хоз номенклатуры, а не у общества. общественная собственность, если общество больше одной деревни, это вообще либо блеф, либо морок, что и выясняется когда соц. система, достигнув опр.уровня развития, либо начинает стагнировать и идет вразнос, либо трансформируется в систему смешанного типа как в Китае, при этом кап.система переходит в неолиберальное постндустриальное общество, и чем больше постиндустриальности, тем дебильнее население