Догмат есть постулат веры и, так как подлинная вера онтологична, не может быть не онтологичным.
Но посольку бытие не есть существование-existentia, онтология раскрывается в экзистенциологии, ибо существование есть бытие-из-себя-в-другое (бытие-в-другом), выраженное в эстетике (чувство гармоничного единства многого как чувство красоты), этике (гармоничность поведения одного во многом) и морали (гармоничность отношений многого в одном).
Исходящим центром существования оказывается Святая Троица - порождающая из себя многое Природа-Мать, зачинающий многое и пронизывающий Природу Святой Дух-Отец и собирающий многое в единство призывом Логос-Сын - каковая и есть экзистирующее вот-Бытие-Dasein, Божество, превечно творящее Космос-Мир сущего. Очевидна эксзистенциальная полимодальность всякого сущего, включая Божество, - оно существует различно для различных родов сущего и его мод существования. Так, Бог для русского ребенка четырех лет, ребенка-китайца того же возраста, русского офицера, американского банкира, японца-президента компании и вечно-юной древней киргизки существет различно, поскольку, во-первых, экзистирует в них (является им) различно и, во-вторых. они воспринимают Его также различно, согласно свой природе и возрасту. Отсюда необходимость воспитания и образования (педагогики) для зрелого восприятия истины. Посему догматы необходимо разделяются на чисто онтологические (эстетика и этика как выражение Истины) и педагогические (мораль поощрения-устрашения).
Посмотрим в этом свете на догмат о вечных адовых муках грешников.
Сей догмат идет в паре с догматом о вечном райском блаженстве праведников, с которым постулирует вечное существование одних душ в вечных муках, других - в вечном блаженстве, т.е. бессмертие всех душ (в конце времен изолированных в аду или раю). Но все души суть искры божьи и адовы муки тогда уготованы частицам самого Божества. А дело все в боязни смерти, понимаемой как не-бытие, меж тем смерть - не-существование, т.е. бытие как мировая душа, пламя которой вбирает души грешников обратно в себя, а души праведников оставляет рядом с собой.
Это
не ересь апокатастасиса (каковая в России с конца 19 века является основой русского космизма Федорова-Циолковского)
в догмате нет никакого соединения, но вечное существование абсолютно разделенных с Божеством отпавших от Него Его же частиц.
в апокатастасисе - воссоединение отпавших от Божества с Ним и восстановление их при Нем (Ориген)
но онтология требует рас-творения отпавших в Божестве.
Таким образом, догмат о вечных адовых муках грешников - догмат не онтологический, не о Истине, а педагогический, т.е. не истинный, но необходимый Истине.
"Парижская школа" же явно нео-либеральная ересь