Этические основы творчества

Feb 02, 2015 14:23

Говорят, в древних восточных школах боевых искусств первые несколько лет ученикам не дают боевой практики, а только воспитывают их дух и правильное мышление. Чтобы человек был внутренне чист, добр и в дальнейшем использовал навыки боя лишь во благо. Если же душа ученика не достигает зрелости, если в нём остаются соблазны и недостойные помыслы, то его изгоняют из школы. Чтобы не вооружать потенциальное зло.

Сам я в Тибете да Шаолине не был, подтвердить не могу. Но если это и сказка, то полезная.

Творческие личности - тоже своего рода бойцы. Они сражаются за мысли и чувства людей. Они ведут экспансию своих ценностей и моделей поведения. Но, увы, далеко не всегда одарённый талантами человек сеет разумное-доброе-светлое…

На протяжении десяти лет (с разной степенью интенсивности) я играл в “Самокате” - любительском театре с профессиональной режиссурой. Думаю, что этические ориентиры, которые прививаются “самокатовцам”, их особый дух и царящая в театре атмосфера братства - важнее, чем получаемые актёрские навыки. Потому что опыта игры можно набраться много где (хотя и не всегда качественного опыта качественной игры) - а вот работу над этикой я видел только в “Самокате”.

Процитирую некоторые актёрские заповеди, которые не уставала повторять нам наша режиссёр и тренер:
- “Любите искусство в себе, а не себя в искусстве”.
- “Не бывает маленьких ролей - бывают маленькие актёры”.
- “Один за всех - и все за одного”.
- “Прислушивайся к чувству меры и грации”.

Есть соблазн начать расшифровывать каждую из этих заповедей (в моём личном понимании, конечно) и доказывать их полезность - однако воздержусь. Всё процитированное тянет на многостраничный трактат и многочасовые дискуссии. Кому интересно обсудить подробнее - обращайтесь, обсудим.

Также наша наставница рекомендовала почитать книгу Станиславского “Работа актёра над собой” (часть 1, часть 2). Особенно главу “Этика и дисциплина”.

…Однако есть другая позиция - “на х..й этику”. Да и остальные интеллигентские заморочки - туда же. Знавал я одного творческого деятеля с претензией на профессиональную режиссуру, который говорил так: “Это только в самодеятельности все друг с другом могут добренькими быть, а мне тут богадельня не нужна!” Что ж, в моём восприятии это где-то отдалённо сродни фашистскому афоризму: “Когда я слышу слово “культура”, я хватаюсь за пистолет”.

Какой модели поведения придерживаться - вопрос выбора. Лично я ратую за этику во всём - что в творчестве, что в бизнесе, что в политике, что в любой другой деятельности. Кто разделяет эти “интеллигентские” ценности и убеждения - с тем мы, вероятно, сработаемся.
Previous post Next post
Up