Два взгляда на киношную деятельность

Jan 31, 2015 12:31

Недавно у меня был интересный разговор о киношной деятельности с моим творческим товарищем Михаилом Пойтяном. С его разрешения публикую часть нашей переписки.

Миша написал:

“Я долго размышлял и понял, что больше всего в кино я люблю не кино, а людей. На новые идеи, сценарии, съёмки меня всегда вдохновляли люди, либо фильмы про людей, которые мне западали в душу. Обычно сценарии я писал под конкретных людей, друзей.

Свои фильмы я всегда хотел снимать для того, чтобы друзьям было весело на съёмках, чтобы они потом могли вспоминать те дни, даже хвастаться своими ролями… Хотелось общаться с хорошими людьми, но не пустословить, а вместе заниматься каким-то общим делом, которое каждого бы делало чуть счастливее.

Наверное, поэтому мне всегда по-настоящему нравился только один жанр - добрая приключенческая комедия. Я вообще обожаю приключения-путешествия, а съёмки каждой сцены - отдельное приключение: новая локация, новые люди, новые сложности. Интересно где-то взрыв устроить, где-то нырнуть в холодный родник ради сцены. Я потому сам и снимался в своих фильмах. Хотелось приключений, а на съёмках всегда приключения.

Но если делать кино по-серьёзному, то на приключения не остаётся ни времени, ни сил. Часа два настраивается свет. Ещё час камера. Грим. При этом мне нравилось всё делать самому, а тут у каждого своя задача. И в такой атмосфере нет особого места приключениям. Каждая выходка актёра или кого-то ещё - нервы режиссёра, потраченное время, выбивание из графика, лишние затраты и т.д. А хочется, чтобы процесс шёл непринуждённо, весело, сообща… Но в серьёзном кино так не получится. В серьёзном кино - на первом месте всё же производство, бизнес, а не творчество или тем более приключения…

Есть киношники, которые хотят серьёзного кино, хотят пробиться, хотят зарабатывать на кино деньги. А я понял, что хочу другого. Я хочу получать удовольствие от процесса съёмок, хочу делать людей счастливее - предлагать роли тем, кто мечтает сниматься, а не тем, кто может, у кого талант.

Профессиональный режиссёр никогда не возьмёт на роль человека, который плохо сыграет. И это правильно. Но я пожертвую проектом ради человека, если у него не совсем получается, но он мечтает о съёмках. Пусть фильм не получит награду на фестивале, зато у человека исполнится мечта.

Поэтому я интересуюсь - чего хочешь ты? Серьёзного кино, пробиться? Или помогать начинающим актёрам, операторам, тем, кто толком не умеет, но которым нужно с чего-то начать?”

Мой ответ Мише:

“У меня обе этих цели. Надо просто разделять, когда у проекта один приоритет (проект ради людей), а когда второй (проект ради замысла или заработка). Я хочу параллельно заниматься и такими, и такими. В идеале, конечно, чтобы в одном проекте совмещались и радость общения, и великое искусство, и окупаемость.

Но всё это связано. Любительские проекты - кузница кадров и опыта для профессиональных.

Я как творческая субстанция вырос в любительском театре. И для меня всегда важнее были люди, чем конкретные спектакли. Именно там я осознал основы этики, которая важна в творчестве и которой я сейчас наблюдаю мало в разных проектах, где вылезает наружу внутренняя человеческая незрелость, неполноценность, иногда даже нездоровость…

В этом, кстати, может быть слабое место профессионального кино, да и любого коллективного процесса, если у его участников нестыковки друг с другом в целях и ценностях, проблемы с культурой отношений, если в целом нет благоприятной психологической атмосферы.

Профессиональный режиссёр не обязан быть хорошим педагогом. Он не обязан нянчиться с людьми - но он требует от них готовности и функциональности.

А мне как раз нравится выращивать людей (говорю сейчас не только о киношной деятельности) - смотреть, как они меняются, сплачиваются, развиваются… Но не всегда! Если речь идёт о чём-то серьёзном и коммерческом - я тоже хочу от людей профессионализма и ответственности. Поэтому для меня, повторюсь, первое - это подготовка ко второму, залог успешности второго.”
Previous post Next post
Up