Что касается физического воздействия на ребенка, мое мнение таково - бить детей плохо. Со всех сторон - нравственной, воспитательной, юридической. Не надо этого делать. Хотя в форс-мажорных обстоятельствах несильный шлепок по заднице может оказать терапевтический эффект и сильно сэкономить нервы у обоих.
На этом тему физического насилия заканчиваю и перехожу к насилию психологическому. И здесь появляется больше знаков вопросительных, чем утвердительных. Вот три ситуации, где у меня нет однозначного ответа - как правильно. Нужно насилие или нет.
ЧТЕНИЕ
Можно ли, например, через не хочу приучить ребенка читать?
Да, есть дети, которые приобщаются к книжкам сами. Глядя на родителей, например, или просто. Захотелось. Меня в свое время не заставляли, да и вас, я уверен, тоже. Но времена поменялись, в жесткую конкуренцию с книгой вступили стопицот программ телевидения, компьютер и Сони Плейстейшн. Как быть в наши времена? Что, если ни пример родителей, ни другие ухищрения не срабатывают?
МУЗЫКА
Среди музыкантов высокого класса трудно встретить таких, кого в детстве не заставляли часами корпеть над инструментом, пилить гаммы и арпеджио. Из-под палки. Через не хочу, слезы и сопли. И я ни разу не слышал, чтобы музыкант сказал - зря они так со мной. Не надо было. Ненавижу родителей за это.
Нет, ни разу не слышал, хотя поработал в симфонических оркестрах прилично.
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Знаю людей, которые бросили бы институты и не получили высшего образования, не заставь их в свое время родители. Некоторые потом говорят - хорошо, что предки настояли.
А другие молчат и тянут лямку нелюбимой профессии. Или меняют ее. По меньшей мере половина моих знакомых не работает по специальности. И если дотянули до диплома только чтобы не спорить с родителям, получается - напрасно?
Или нет? Или базовые знания все же дали необходимый для жизни фундамент? И не займи они себя в пассионарном возрасте лекциями, семинарами и сессиями, могли бы пойти по другой, не такой прямой дорожке?
Ну, и под занавес новогодняя загадка. Кто сходу вспомнит, откуда этот отрывок, тот большой молодец и зеленый огурец:
«Доктор Эссен выписал себе племянников из Англии… Его предупреждали, что дети обучены в модном стиле свободного воспитания, но доктор не обратил на это внимания. За первым же обедом юные родственники забросали стены свежими томатами… А когда дядюшка попытался открыть рот, ему в голову угодила тарелка…»
С наступающим!