спасибо, Вальдемар Вебер и Виталий Штемпель!
Стихотворения:
http://www.plavmost.org/?p=12990Иван Ахметьев. Поэт Иван Пулькин:
http://www.plavmost.org/?p=13000 исходный файл был сокращен, в частности, из моего текста выпали все сноски; привожу его здесь целиком:
Поэт Иван Пулькин
Иван Иванович Пулькин родился 12 января 1903 в дер. Шишково Яропольской волости Волоколамского уезда. Семья была крестьянская, но близость Москвы сказывалась: отец там работал у фабриканта Краснова на Лесной улице, а в деревне бывал наездами. Иван был старшим ребенком в семье, а всего было восемь детей, из которых двое умерли в младенчестве, а еще один мальчик умер в шесть лет. Мировую войну отец провел в австрийском плену, работал на ферме. Тамошняя жизнь ему понравилась. Вернувшись на родину, он присоединился к евангельским христианам-баптистам. Родители жили в деревне до начала 1930-х, а дети один за другим перебирались в Москву. В колхоз не вступали.
Иван с 1914 после окончания трех классов сельской школы работал мальчиком в трактире до осени. Потом отвезли в Москву, работал у электромонтера, водопроводчика Михайлова в типографии Свиридова и Мартынова. Потом жил в деревне с лета 1917 по осень 1919. Потом был в Поволжье на пилке дров с осени 1919 по июнь 1920. Весной 1921 работал на торфоразработках. С осени работал в волполитпросвете в Яропольце. В это время вступил в ячейку ВЛКСМ. В феврале 1922 был командирован на высшие Политпросветкурсы, которые окончил в 1923 и был командирован на работу в Волоколамск, где проработал до марта 1924. В 1923 узнал о существовании Литературного вуза (ВЛХИ им. Брюсова) и так как с 1919 писал стихи, то решил туда поступить. Для этого переехал в Москву. Но в институт не поступил, хотя и посещал его. К этому же времени относится и начало работы в газете «Молодой Ленинец», в ней - до ее ликвидации в 1928. Затем направлен на работу в газету «Московский комсомолец». С осени 1930 работал редактором массового сектора ГИХЛ. После сокращения штатов ГИХЛ комплектовал библиотеку НИИЯЗа и работал в литконсультации ГИХЛ 1.
В 1920-х Пулькин много публиковался: в основном стихи на злобу дня в газетах и слова для нескольких песен советских композиторов.
В то же время он усиленно занимался самообразованием, собирал книги русских поэтов. Где-то во второй половине 1920-х - знакомство с Оболдуевым и др. Возникновение ЭСПЕРО 2. Какое-то время в «Московском комсомольце» работал вместе с Мандельштамом. «Ваня Пулькин хорошо знал русскую поэзию, учился у Оболдуева, любил Мандельштама, и Мандельштам к нему благоволил» (из воспоминаний С. Липкина).
В 1929 и 1932 сам Пулькин подготовил две книги («Лирический опыт» и «Против эпоса») и предложил их двум разным издательствам. Обе не вышли 3. К сожалению, сведений о них найти пока не удалось, было бы очень интересно сравнить состав... да и тексты.
С января 1930 Пулькин состоял в фактическом браке с Ильзой Максимилиановной Вульфиус 4, которая преподавала русский язык для иностранцев в КУТВ 5. (Ранее она была в браке с литературоведом Сергеем Львовичем Белевицким и имела двоих детей - 1923 и 1929 года рождения.) У них был общий ребенок, который умер в младенческом возрасте.
2 февраля 1934 арестован и 3 марта 1934 осужден Коллегией ОГПУ по ст. 16/151 УК к заключению в исправительно-трудовой лагерь на три года. Отметим, что немного раньше, 27 декабря 1933 был арестован Оболдуев, а 28 декабря - Бобров. Мотивы обвинений были разными, но приговоры похожи - ссылка на три года - Оболдуева в Карелию, Боброва в Кокчетав (заключение Пулькина тоже было похоже на ссылку).
Выглядит это как целенаправленное уничтожение данного московского литературного круга. Несуровые приговоры, но естественное развитие сломлено. Творческое общение и взаимовлияние прекратились.
В начале 1930-х складывается другой близкий ИП литературный круг, состоявший из более молодых людей: братья Л. и А. Гладковы, В. Португалов, Г. Меклер 6, И. Зубковский. Но и этот круг был разрушен - в 1937 Португалов и Л. Гладков отправились не по своей воле на Колыму.
Два с лишним года в Сибири. Поначалу Пулькин сильно тосковал, не понимал, за что был наказан; но постепенно выходил из депрессии. «В Мариинском лагере, где я отбывал наказание, я проработал 15 месяцев в штабе ВОХР, был секретарем редакции газеты "Зоркий Страж". Также активно работал в общелагерной многотиражной газете "Сибирская перековка"».
Возвращение в 1936. Трудности с пропиской, поиски работы. В 1939 наконец удалось устроиться библиографом в ИФЛИ, где он работал до ухода в армию.
22 июля 1941 Пулькин был ранен в лицо в результате взрыва зажигательной бомбы во время его дежурства на крыше дома в Москве, где жила семья И.М. Вульфиус 7. 4 сентября был призван Мытишинским райвоенкоматом, 13 октября - последняя записка жене с дороги. Впоследствии ее официально известили, что И.И. Пулькин пропал без вести в декабре 1941.
Несколько посмертных публикации Пулькина 8 состоялись в 1960-х благодаря усилиям В.В. Португалова (1913-1969), который вернулся в Москву в 1963 после многих лет на Колыме и в Магадане. Он пытался издать и книгу, но это не удалось.
Для меня это имя возникло впервые в стихах Яна Сатуновского 9:
Без вести пропавший...
Человек-сын-божий...
Ваня Пулькин, еснуй
посмертно.
- конец стихотворения от 23 июля 1972; и:
Взрывом Эдуарду Асадову выхлестнуло глаза.
Ивана Пулькина насмерть. А мне только перекарёжило
тонкие косточки
взрывом 33 или 34 года тому назад.
- стихотворение от 5 августа 1974.
Я узнал их в начале 1980-х, давал читать Вс. Некрасов. Возможно, я спрашивал у него, кто такой Пулькин, не помню. Оболдуева он тоже давал почитать, а Пулькина у него видимо и не было. Про ЭСПЕРО рассказал другой старший товарищ, А.Я. Сергеев где-то в 1990-х.
В 2006 и 2009 вышли две книги Оболдуева, в подготовке которых я принимал участие, а в 2012 - большая книга Сатуновского. Выход книги Пулькина - для меня завершение некоторого цикла или темы. Я уверен, что поэтики этих трех авторов существенно связаны. Конечно, эта тема далеко не исчерпана, но указанные книги дают ей некоторое основание для дальнейших исследований и публикаций, которые, надеюсь, будут.
Книга же устроена так. В первой части с некоторыми сокращениями публикуется машинописное избранное, подготовленное В.В. Португаловым и, вероятно, И.М. Вульфиус в 1960-х. Порядок и деление частей сохранены. Предполагаем, что был какой-то авторский план, которому следовали составители (т. к. конструкция довольно сложная, вряд ли кто-то кроме автора мог так составить), но в архиве он не нашелся. Сокращены, в частности, некоторые произведения 1936-1941 годов, написанные 10 явно в надежде на публикацию. Поэтика вещей такого рода, как нам кажется, достаточно представлена иными вошедшими в книгу произведениями.
Вторая часть книги - избранное из не вошедших в машинописное избранное оригинальных стихотворных текстов. Оно делится на четыре раздела соответственно периодам жизни автора: опубликованное в газетах и журналах в 1920-х; неопубликованное с конца 1920-х до ареста в начале 1934; написанное в заключении до апреля 1936; наконец, написанное в последние несколько лет жизни после освобождения (в этот раздел вошли и некоторые неоконченные стихотворения).
Эти четыре раздела примерно соответствуют четырем основным периодам творчества.
Первый, как бы отчасти дорефлексивный период - с начала 1920-х до примерно их конца - публиковавшиеся стихи. Несколько наиболее ярких и характерных вошли в книгу. Талант очевиден, поэтика в принципе неоригинальна.
Параллельно, в результате самообразования и знакомства с Оболдуевым и другими поэтами назревает первая сознательная поэтика, своеобразный извод констуктивизма. ЭСПЕРО. Сильнейшее взаимовлияние с Оболдуевым. Этот период увенчался двумя большими поэмами: «Яропольская волость (Монография)» и «С.С.С.Р. (Инвентаризация с примечаниями)» (реально была написана «Москва»). Действительно, мощные эпические вещи. Не считая многочисленных лирических стихотворений. Есть даже и сатира.
Затем два с лишним года в Сибири. Стих сильно меняется. (Меняется даже почерк.) Жестокие романсы. По мере преодоления депрессии 11 отчаянные мотивы уходят из стихов и поэм. Пишет ностальгическую поэму о деревенской жизни «Луга» 12.
Последний период - наиболее сложный. Попытки написать что-то проходное, подходящее для советской литературы (которая, в общем, Пулькина не приняла). Что-то удается опубликовать. «Паулино»: солнечный оптимизм советской жизни; мрак надвигается с Запада. Некий классицистический уклон. Много интересной лирики. Часть определенно писалась без всякой надежды на публикацию, в стол.
Заканчивая этот очерк, позволю себе выразить надежду, что творчество Ивана Пулькина представляет далеко не только исторический интерес.
Все стихи в подборке впервые опубликованы в нашей книге, кроме «В решетку солнышко разграфлено...» и «Жил-был бродяга серый волк...», опубликованных В.В. Португаловым в 1960-х и фрагмента поэмы «Луга» (в книге: Ухожу туда, где умирают: Стихи поэтов, погибших во время Великой Отечественной войны. М.: Издание Т.И. Исаевой, 2008. Тир. 100 экз.)
1 Сведения, приведенные в этом абзаце, основаны на автобиографической записи Пулькина.
2 ЭСПЕРО - «Союз приблизительно равных», являлся, фактически, неофициальной группой поэтов. Другими его участниками были: И.А. Аксенов (1884-1935), К.К. Андреев (1906-1968), В.А. Монина (1894-1943), Г.Н. Оболдуев (1898-1954), Я.Б. Фрид (1908-2003; впоследствии кинорежиссер); близок к этому кругу был С.П. Бобров (1889-1971).
3 В те же годы пытался издать свою книгу и Оболдуев, также безуспешно.
4 Официально они расписались в одну из последних встреч 9 октября 1941.
5 Коммунистический университет трудящихся Востока.
6 Харбинец, расстрелян в 1934.
7 Пулькин был прописан в подмосковной Перловке.
8 «Литературная Россия», 1965, № 7, Советские поэты, павшие на Великой Отечественной войне (М., 1965, Библиотека поэта), День поэзии 1965, День поэзии 1968, Пять обелисков. Стихи поэтов, павших на Великой Отечественной войне (М., 1968), Альманах "Поэзия" (вып. 2, 1969).
9 Сатуновский дружил с Оболдуевым; почти наверняка знал и Пулькина, хотя документальных подтверждений нет.
10 и вставленные автором или составителями.
11 Полностью преодолеть ее было свыше сил, и она очевидна и в произведениях следующего, московского периода.
12 В эти годы Пулькин много занимается переводами - «Слово о полку Игореве», которым он занимался всю жизнь, арабская классическая поэзия; позже - «Сказание о построении воув» (обработка чечено-ингушского фольклора).
а также были комментарии к ст-ям:
13 (Эввое!..) Из цикла «Лирическая компания (Ода в три тоста)».
14 (Спишь, дышишь, ходишь...) Из цикла «Неотложный разговор» (1932).
15 (Когда меня хоронили...) Это и следующее стихотворение входят в цикл «Чин погребения», посвященный памяти Г. Меклера.