Safranbolu (дом)

Jul 21, 2009 00:15

   Старый османский дом - функциональный механизм, написал один исследователь. Я же скажу:  живое существо, организм, подобно любому Дому. Двух- или трех-этажный особняк (konak), замысленный так, чтобы обеспечить спокойное совместное бытование и размеренный быт расширенной семьи, то есть нескольких поколений родственников, старый османский дом дает намек на то, что есть вкус к семейно-общинному, коллективному житию. Тот вкус, который ещё жив в турецком обществе, но едва доступен нам.
 

Это - музей Kaymakamlar muzesi evi (дом каймакамов) в Сафранболу. Каймакам - уездный начальник. Термин происходит от сочетания слов kaim - занимающий место, и makam -  пост, должность. Словом кaymakam во времена Оттоманской империи обозначалась должность подполковника. Здесь в 19-м веке жил начальник казарм Хаджи Мехмет Эфенди
, а в 1981-м году правительство отреставрировало особняк и превратило его в музей. Был сохранен аутентичный интерьер особняка, "оживленный" предположительно восковыми фигурами домочадцев. Посмотрите изумительную панораму внутреннего убранства дома, а я скажу пару слов о назначении помещений. Замечу лишь, что на картинках панорамы много света, и оттого дом выглядит теплым и милым. Когда же ходишь по сумрачным не вирутальным, а реальным комнатам особняка, то в воображении рождается сюжет фильма ужасов с оживающими фигурами всех этих хале, тейзе, дайи и эниште (дядьев и теток), а вертящийся шкаф между селямликом и гаремом вдруг начинает крутиться со страшной скоростью, затягивая гостей из женской половины в мужскую и разрушая замкнутость семейного круга, приватность и тайну разделенного бытия полов .
  Материалы: нижний этаж, стены, несущие конструкции сделаны из камня, на верхнем этаже стены заполнены кирпичем. На полы и потолки, окна, двери, шкафы, резные украшения шла сосна.
  Окна дома выходят как во внутренний сад, так и на улицу.
  Дом окружен массивными каменными стенами. На входной двери есть металлический дверной молоток и щеколда. Щеколдой пользуются родственники, а молотком пришлые, так что домочадцы по звуку могут узнать, кто у дверей.
  Все сооружение поддерживается 12-ю несущими столбами.
  Первый этаж - hayat (жизнь). Пол здесь земляной или каменный, стены внешнего фасада прочные и глухие, а решетчатые двери в сад наполняют дом светом и воздухом. Отсуда идет лестница на верхние этажи. Здесь и впрадву держат живность и живое: скот, зерно, слуг. Здесь же располагается печь-очаг.
  Второй и тертий этажи - комнаты. Расширенная семья дробится на нуклеарные, ведущие отдельную жизнь в ön odalar (передних комнатах). В задних же комнатах kör odalar (слепых) располагаются кухня, ванная и другие хозяйственные помещения. Здесь-то как раз и время сказать о функциональности дома. Каждая из комнат похожа на советскую однокомнатную квартиру: в ней спят, едят, отдыхают, веселятся и даже принимают ванну. На диванах и спят, и, убрав в шкаф постельное белье, сидят. Поднос служит переносным столом. Ковры и килимы тоже мобильны. В некоторых домах каждая комната была обрудована ящиком-щкафом для водных процедур

Sofa (çardak) - это не софа и чердак, а  гостиная на втором и третьем этажах, просторное восьмиугольное помещение, буферная зона, разделяющая и соединяющая жилые комнаты. Здесь домочадцы веселились по праздникам, ифтарились в рамазан, справляли свадьбы и отмечали обрезания.
     Selamlik и harem - мужской и женский пределы дома. Чужие мужчины по обычаю османской старины не должны были видеть женщин дома, так что когда к семье приходили гости, те, что не родня, они строго сегрегировались по половому признаку. В селямлике также устраивался мальчишник накануне свадьбы, а в гареме проходила предсвадебная жизнь невесты и собственно kına gecesi - ночь хны, с наряжанием и раскрашиванием пальчиков невесты хной.
 Dönme dolabı - вращающийся шкаф, мой любимец. Соединяет мужское и женское, селямлик и гарем, посредством еды. Чужим мужчинам в шкафу подавали кофе и покушать.
 Gelin odası (комната невесты, скорее невестки) - странное место, ибо там и детская колыбель, и диваны, и кровать, и прочий скарб. Невестка, видимо, все приданое хранила здесь, а иногда брала попользовать и приносила назад. Отсюда двери ведут в кладовку и детскую.
 Эх, дом, милый дом. Прелестны потолки с плетенкой из деревянных реек, прелестна резьба на дверях и шкафах. Наведите курсор в панораме, полюбуйтесь деталями!
 Всю дорогу от Сафранболу до Анкары мы обсуждали убожество современной турецкой архитектуры, уродливые образцы которой раскиданы по всему Черноморскому побережью и густо сосредоточены в Анталье. Сетовали на утрату традиции, что, впрочем, есть неизбежный результат жилищной проблемы и деградации художественного вкуса:)
  
Previous post Next post
Up