РЕСПУБЛИКА В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - государство в составе РФ, обладающее всей полнотой власти вне пределов компетенции РФ. В бывшем СССР республика - это форма политической автономии, представлявшая особую разновидность национальных государств (союзная республика) или национально-государственных образований (автономная республика). До 1990 г. в состав РСФСР входило 16 автономных республик: Башкирия, Бурятия, Дагестан, Калмыкия и др. Автономная республика, обладала ограниченным суверенитетом. Она имела собственную конституцию, законодательство, правовую систему, правительство, высшие представительные органы государственной власти, высшие судебные органы, собственное гражданство. После провозглашения в июне 1990 г. государственного суверенитета России все автономные республики приобрели статус субъектов Федерации.
Статус республики - государства в составе РФ определяется Конституцией РФ (ст. 5) и конституцией республики. Конституция 1978 г. республику называла "республикой в составе Российской Федерации". В отличие от других субъектов РСФСР республика обладала всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории. Новая Конституция РФ изменила данное положение. Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73). Тем самым сделан немаловажный шаг к симметричной федерации. Республика как государство имеет свою конституцию, которую разрабатывает и принимает самостоятельно. Единственное требование - соответствие этого акта Конституции РФ. Республики самостоятельны в определении своих государственных языков, которые наряду с русским (государственным) языком употребляются в органах государственной власти, органах местного самоуправления и государственных учреждениях республик. При этом в республиках, в которых титульная нация составляет большинство населения (такого большинства нет в Татарстане и Калмыкии), законодательно может быть закреплено двуязычие (таких 6 из 21). В многонациональном Дагестане закреплено многоязычие. У республики есть все виды символики (герб, гимн, флаг), у иных субъектов - как правило, герб, за редким исключением официальная символика края (области) характеризуется наличием гимна. Сохраняется различие в наименовании органов государственной власти республики. Многие из них уже имеют собственных президентов, избранных населением, парламенты, правительства, весьма различающиеся друг от друга, что не характерно для других субъектов РФ.
(В.Червонюк.) Источник: В.Червонюк, И.Калинский, Г.Иванец.Энциклопедический словарь «Конституционное право России», 2002 г.
РЕСПУБЛИКА В СОСТАВЕ РФ -
один из 6 видов субъектов РФ, наряду с областью, краем, автономной областью, автономным округом, городом федерального значения. В основу образования Р. в с. РФ положен национально-территориальный принцип. Наименование и статус Р. в с. РФ отражает факт образования их на исторических территориях, землях ряда крупных народов (этносов) России, вошедших или присоединившихся добровольно, либо присоединенных в процессе формирования и расширения границ Российского государства. Основой официального наименования Р. в с. РФ (например, Карелия, Башкортостан, Коми, Марий Эл) являются этнонимы народов (карелы, башкиры, коми, марийцы, осетины, чуваши и др.), а применительно к Р. Дагестан и Алтай - исторические названия территорий, на которых проживают аварцы, лезгины, ногайцы и другие относительно крупные и малочисленные народы (например, горные алтайцы).
По размеру территории, численности населения, доли народов, чьи этнонимы стали основой наименования, экономическому потенциалу и т.д. Р. в с. РФ существенно отличаются друг от друга. Например, если территория Республики Саха (Якутия) составляет 3103,2 тыс. кв. км, то Республики Северная Осетия-Алания - 8 тыс. кв. км; население Башкортостана (4096,6 тыс. человек) более чем в 5 раз превышает население Кабардино-Балкарии (790 тыс.) и в 16 раз - население Ингушетии и Тывы. Доля коренной этнической группы варьирует в Р. в с. РФ от 80,2% в Дагестане до 10% в Карелии, составляет 11,1% - в Хакасии, 21,9 - в Башкортостане, 48,5 - в Татарстане, 53 - в Северной Осетии-Алании, 67,8 - в Чувашии и т.д. Эти и иные существенные различия, однако, не влияют на их конституционно-правовой статус.
Согласно ч. 1 и 5 ст. 66 Конституции РФ статус Р. в с. РФ как субъекта РФ определяется Конституцией РФ и конституцией Р.ВС. РФ и может быть изменен по взаимному согласию РФ и ее субъекта в соответствии с ФКЗ.
Р. в с. РФ, согласно ч. 2 ст. 5 Конституции РФ являются государствами, имеют свою конституцию и законодательство, свое республиканское гражданство, свою систему органов государственной власти, свою территорию, границы которой могут быть изменены с взаимного согласия соответствующих субъектов (ст. 67 Конституции РФ), а также собственность. Они вправе устанавливать свои государственные языки (ст. 68 Конституции РФ) и государственную символику (флаг, герб, гимн, столицу). Как государства Р. в с. РФ обладают и иными присущими им признаками: полнотой государственной власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые отнесены Конституцией РФ к ведению РФ или совместному ее ведению с субъектами. Р. в с. РФ в определенных законом пределах вправе выступать в качестве участников международных отношений и внешнеэкономических связей, подписывать договоры и соглашения с иностранными государствами, открывать зарубежные представительства, быть членом или участвовать в деятельности международных организаций.
Статус Р. в с. РФ в их конституциях определяется значительно детальнее. При этом нередко абсолютизируются те или иные его элементы. Так, исходя из признания Р. в с. РФ государствами, некоторые из них провозглашают в конституциях свой суверенитет. Вместе с тем очевидно, что Р. в с. РФ как государства не являются суверенными в полном смысле этого слова, хотя и обладают многими признаками государственности и суверенными правами. Они не имеют права выхода из РФ. Отличия в статусе Р. в с. РФ, обусловленные признанием их Конституцией РФ государствами, не предопределяют их особой роли в федеративном устройстве страны.
Источник: Энциклопедия юриста, Изд.Змейка 2000 г.
РЕСПУБЛИКА В СОСТАВЕ ФЕДЕРАЦИИ -
название субъекта федерации как республики применялось во многих государствах: Чешская и Словацкая республики в бывшей Чехословакии, в состав прежней Югославии входили шесть «социалистических республик» - Сербия, Хорватия, Босния и Герцеговина и др., 15 с о ветских союзных социалистических республик были в СССР, автономные советские социалистические республики находились в составе РСФСР, Грузинской Советской Социалистической Республики, Узбекской Советской Социалистической Республики и д р . В РФ состоит 21 республика, названия которых перечислены в ст. 65 Конституции РФ. Согласно Конституции РФ (ст. 5) республика равноправна с другими субъектами РФ (краями, областями и др.). Вместе с тем в отличие от других субъектов она определена в тексте Конституции РФ как государство, имеет свою конституцию (другие субъекты - уставы), может иметь свое гражданство (установлено законом о гражданстве РФ 1991), вправе устанавливать свой государственный язык. Республики имеют свою государственную символику, включая государственный герб, флаг, гимн, столицу, которую они утверждают самостоятельно, учитывая самобытность и исторические традиции народов, населяющих республику. При Президенте РФ или Правительстве РФ имеются постоянные представительства республик, главная задача которых состоит в координации взаимодействия республиканских правительств с Администрацией Президента РФ и Правительством РФ. Республика имеет свою собственность (землю, другие природные ресурсы, промышленные, сельскохозяйственные объекты, памятники культуры и др.). Республики обладают международной правосубъектностью, участвуют в международных отношениях и внешнеэкономической деятельности, подписывают договоры и соглашения с иностранными государствами, открывают зарубежные представительства, участвуют в деятельности международных организаций. Однако международная правосубъектность республик в составе РФ ограничена: она не может противоречить конституции и законам РФ, Федеративному договору 1992. Координацию деятельности в этой сфере осуществляют федеральные органы государственной власти, прежде всего Министерство иностранных дел РФ. (В.Е. Чиркин)
Источник: Юридическая энциклопедия Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М. Юристь, 2001. 1272 с.
РЕСПУБЛИКА В СОСТАВЕ РФ -
один из шести видов субъектов РФ. Согласно п. 2 ст. 5 Конституции РФ является государством, имеющим свою конституцию и законодательство. Федеративный договор, за которым Конституция РФ признает качество источника конституционного права, называет Р. в с. РФ суверенными. В настоящее время в состав РФ входит, согласно п. 1 ст. 65 Конституции РФ, 21 республика. Юридически и фактически они обладают наиболее высоким статусом среди других субъектов РФ. Так, только они имеют собственное гражданство, собственную государственную символику.
Источник: А. Сухарев. Большой юридический словарь, 2005 г.
P.S. "Крым превращен в передовую индустриально-аграрную национальную республику." "Коренное население-татары, крымчаки и караимы" (Из статьи "КРЫМСКАЯ АССР" в Малой советской энциклопедии, 1937, т. 5 )
«Статья 1. Восстановить Крымскую Автономную Советскую Социалистическую Республику в пределах территории Крымской области в составе Украинской ССР.»
(ЗАКОН УССР «О восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики») г. Киев,12 февраля 1991 г.
Читать по теме:
Статья КРЫМСКАЯ АССР в Малой советской энциклопедии, 1937, т. 5 Определение Автономии в Украинской Советской Энциклопедии, 1977, т. 1 Статья "Автономная советская социалистическая республика", Советский юридический словарь, 1953 год "Автономная советская социалистическая республика", Юридический энциклопедический словарь, 1984 год Статья "Автономная республика", 1950, Большая советская энциклопедия Статья "Автономная советская социалистическая республика" Большая советская энциклопедия, 1926 г