Статья "Советы" БСЭ, 1945, т.51 (выдержка)

Dec 10, 2014 19:50


Большая советская энциклопедия, т №51, 1945 год
"СОВЕТЫ, органы власти социалистического государства рабочих и крестьян, политическая основа этого государства. Советская власть-объединение и оформление Советов в одну общую государственную организацию- является государственной формой диктатуры пролетариата; Через С. рабочий класс осуществляет государственное руководство обществом. «Советская власть является наиболее массовой и наиболее демократической государственной организацией из всех возможных государственных организаций в условиях существования классов» (Сталин, Вопросы ленинизма, 11 изд., стр. 33-34).-Советская власть новая форма государственной организации, принципиально отличная от всех форм, существовавших и существующих в других странах, новый тип государства, являющегося орудием полного освобождения трудящихся от эксплоатации и всякого угнетения. Советская власть как гос. форма диктатуры пролетариата была открыта Лениным в результате изучения опыта пролетарской борьбы за власть в эпоху империализма и пролетарских революций. «До второй русской революции (февраль 1917 г.) марксисты всех стран исходили из того, что парламентарная демократическая республика является наиболее целесообразной формой политической организации общества в период перехода от капитализма к социализму
...
Однако, русская революция 1905 года и, особенно, революция в феврале 1917 года выдвинула новую форму политической организации общества-Советы рабочих и крестьянских депутатов. На основании изучения опыта двух революций в России Ленин, исходя из теории марксизма, пришёл к выводу, что наилучшей политической формой диктатуры пролетариата является не парламентарная демократическая республика, а республика Советов. Нa этом основании Ленин в апреле 1917 года, в период перехода от буржуазной революции к социалистической, выдвинул лозунг организации республики Советов, как лучшей политической формы диктатуры пролетариата» [История ВК11(б). Под ред. Комиссии ЦК ВКП(б), 1943, стр. 340].
...
Советы не знают так называемого «разделения власти». Все исполнительные и распорядительные органы государственной власти создаются С., руководятся С., подотчётны С. Это но значит, однако, что С. отрицают разграничение функций государства. Наоборот,Сталинская Конституция чётко провела такое разграничение между гос. органами: Верховными Советами, Президиумами Верховных Советов, Советами Народных Комиссаров, народными комиссариатами, местными С., их исполнительными комитетами, отделами исполнительных комитетов, судебными органами, органами прокурорского надзора,-при этом Сталинская Конституция обеспечила законодательную функцию за Верховными Советами, руководство-за всеми Советами. Объединяя в рамках своей организации всё трудящееся население, С. и только С. дают возможность осуществить высший принцип пролетарской диктатуры-«поддержание союза пролетариата с крестьянством, чтобы он мог удержать руководящую роль и государственную власть» (Ленин, Соч., т. XXVI, стр. 460). Союз рабочего класса и крестьянства, под руководством рабочего класса, осуществляемый в С., есть первый основной источник мощи Советского государства. Советская форма организации государства позволила российскому пролетариату установить союз с трудовым, в основном крестьянским, населением национальных областей и разрешить неразрешимый в других условиях национальный вопрос. Никакие национальные, национально-религиозные и расовые различия между людьми не являются препятствием для разрешения задач, стоящих перед советским многонациональным государством, основанным на добровольном союзе и равноправии наций. Федерация и автономия, построенные на базисе С., дали возможность ранее угнетённым, бесправным национальностям создать местные органы власти, местную администрацию, местный суд, местную школу, местные общественные, политические и культурные учреждения, с гарантией полноты прав местного, родного для трудовых масс языка во всех сферах общественно-политической работы. Равноправие и дружба советских народов, осуществляемые в С., есть другой основной источник мощи Советского государства. «Идея советской организации,-говорил Ленин,-проста, и может быть применяема не только к пролетарским, но и к крестьянским феодальным и полу-феодальным отношениям» (Соч., т. XXV, стр. 353). Это указание Ленина проверено на опыте Советского государства, в условиях к-рого многие национальности, стоявшие в момент Великой Октябрьской социалистич. революции на стадии феодальных и даже патриархальных отношений, Пришли к социализму, минуя капиталистич. стадию развития. Отмечая особенности С., Ленин уделил большое внимание организации одного из важнейших органов Советского государства- Рабоче-Крестьянской Красной армии. «Советы,- указывал Ленин,-суть новый государственный аппарат, дающий, во-первых, вооружённую силу рабочих и крестьян, причём эта сила не оторвана от народа, как сила старой постоянной армии, а теснейшим образом с ним связана; в военном отношении эта сила несравненно более могучая, чем прежние; в революционном отношении она незаменима ничем другим» (Ленин, Соч., т. XXI, стр. 258).
...
Одним из условий, обеспечивающих руководящую роль партии в системе С., является единство организационного принципа в построении как коммунистич. партии, так и советской системы. Этим организационным принципом является демократический централизм. Наряду с выборностью и подотчётностью избирателям всех руководящих органов, демократический централизм предполагает строгое подчинение мост-центру, нижестоящих органов-вышестоящим, однако при сохранении за мостами самостоятельности в решении местных вопросов, при максимальном развитии местной инициативы и самодеятельности, при обязательном учёте местных особенностей и устранении какого бы то ни было шаблона в централизованном руководстве деятельностью местных органов. «Великий образчик сочетания почина, самостоятельности, свободы движения, энергии размаха снизу-и добровольного, чуждого шаблонов, централизма показала ещё Парижская Коммуна» (см. Ленин, Соч.,т. XXII,стр. 166). С. пошли по тому же пути, и в построении их системы принцип демократич. централизма получил полное, всестороннее выражение. Одной из характерных особенностей С. является их выборность, подотчётность и подконтрольность депутатов избирателям, право избирателей в любое время отозвать депутата, не оправдавшего их доверия, и избрать на его место другого. Вместо с тем С. показали, что демократич. централизм, в отличие от централизма бюрократического, «нисколько не исключает автономию, а напротив-предполагает её необходимость». Точно так же С. показали, что и «федерация нисколько не противоречит демократическому централизму» (Ленин, Соч., т. XXII, стр. 415 и 416). Построенная и действующая на началах демократич. централизма система С. состоит из целого ряда звеньев, соответствующих национально-государственным образованиям внутри единого многонационального Советского государства (союзные республики, автономные республики, автономные области, национальные округа) и административно-территориальным делениям советских республик (область, край, район и др.). В пределах данного национально-государственного образования, как и в пределах данного адм.-территориального деления, вся власть принадлежит соответствующему С. Исполнительными и распорядительными органами Верховных С. являются С. народных комиссаров-высшие органы гос. управления Союза ССР, союзных и автономных республик, а отраслевыми органами гос. управления служат народные комиссариаты. Исполнительными и распорядительными органами местных С. являются их исполнительные комитеты, а отраслевыми органами гос. управления-отделы исполнительных комитетов. Система советских органов гос. управления строит свою работу по принципу двойного подчинения, тесно связанному с принципом демократического централизма. Сущность двойного подчинения заключается в том, что тот или иной орган гос. управления, будучи подотчётен или подчинён органу гос. власти или гос. управления, его образовавшему, одновременно подотчётен или подчинён соответствующему вышестоящему органу гос. управления. Так, напр., исполнительные комитеты подотчётны избравшим их С. как местным органам гос. власти; одновременно исполнительные комитеты подотчётны и вышестоящим органам гос. управления. Точно так же отделы исполнительного комитета как отраслевые органы гос. управления подчиняются в своей деятельности как С., которым они образованы, и его исполнительному комитету, так и соответствующему вышестоящему органу отраслевого гос. управления. Деятельность всей системы советских органов базируется на едином для всего Советского Союза основном законе (Конституция СССР) и на тех общесоюзных законах, к-рые издаются высшим органом гос. власти Советского Союза-Верховным Советом СССР-и имеют одинаковую силу на территории всех союзных республик. Этим обеспечивается единство советской социалистич. законности во всём Союзе ССР. Надзор за точным исполнением советских законов и пресечение нарушений этих законов возложены на органы прокуратуры. Необходимость единой во всем Советском Союзе законности требует назначения прокуроров из центра и не допускает подчинения их местным органам гос. власти. ..."

национальный вопрос, АССР, национальная автономия, БСЭ

Previous post Next post
Up