Свобода живописца

Oct 06, 2024 12:07


Разбирал стол, нашел распечатку краткой лекции об авторском постере, написанной (но так и не прочитанной) для галереи «Контраст» в Екатеринбурге (когда-то они со мной дружили, а я ходил на каждый вернисаж и даже пару работ купил). Галерея эта хороша именно тем, что дает максимальный срез представлений авторов о возможности границ творчества при минимальном отборе. То есть ты честно видишь весь блеск и беспомощность изобразительного искусства, как они есть. Вот я и написал маленькую лекцию/эссе; надо бы где-то ее опубликовать, что ли, но где - это для меня всегда загадка.
Писал крайне конспективно, не было возможности всерьез разбирать ни Северное Возрождение, ни примитивизм с модернизмом начала прошлого века. Так, обозначил закономерность, не более.

Перечитывая, подумал вот о чем:



Свобода художника - не имманентно присущее искусству свойство (таковым оно может быть лишь в отрицательном смысле: «Не буду писать потрет наркома Ягоды, хоть убейте!» - «Ну, воля ваша, придется убить»). Это скорее достижимый идеал, заставляющий художника работать.
Живопись - не свободное искусство, а скорее подобна архитектуре. Оно слишком трудоемко и зависит от заказчика. Художник может писать свободно, без оглядки на сроки и редактуру заказчика, лишь в двух случаях:
а) если сформирован рынок, на котором есть устойчивый спрос (это называется «золотой век искусства». Однако это рынок, и устойчивый доход есть лишь у галеристов и перекупщиков) и б) если он сам достиг такого положения, что его работу купят практически в любом случае (случай «имя». Репин и Куинджи реально могли рассчитывать, что любое их полотно уйдет со свистом и работать без оглядки на чье-то мнение).
И вот у художника есть выбор: пахать заказ за заказом, надеясь приобрести имя, или уйти в тиражное искусство, которое сначала создается, а потом уже ищет покупателя. Но и тут есть свои нюансы (о них хорошую цитату из Светланы Алперс привел сегодня мой френд babs71).

Любая наша работа, увы, идет в рамках рынка: либо в рамках рынка рабочей силы, либо в рамках рынка готового массового товара. Вот и вся политэкономическая дилемма свободы творчества. Печально, но факт.

Previous post Next post
Up