Цитаты

Oct 05, 2024 16:00

Некоторые клиенты, видимо, были убеждены, что единственный способ добиться от Рембрандта завершения картины заключался в том, чтобы ввергнуть его в долговую кабалу. Поэтому возник небольшой, но весьма оживленный рынок выданных Рембрандтом долговых расписок, торговля которыми, учитывая сомнительную платежеспособность Рембрандта и возможность получить в счет уплаты долга его готовую картину, сопровождалась спекулятивным духом, вызывающим в памяти «тюльпанную лихорадку» или ажиотаж на амстердамской бирже. Так, в 1656 году, на исходе своей дружбы с Рембрандтом, Ян Сикс передал долговую расписку Рембрандта на 1000 гульденов некоему Гербранду Орнии, который, когда Рембрандт объявил себя банкротом, сумел перепродать ее художнику и торговцу картинами Лодевейку ван Людику, выступавшему поручителем Рембрандта при заключении исходного долгового договора с Сиксом. К тому времени проценты увеличили изначальный размер долга до 1200 гульденов. Рембрандт пообещал ван Людику четверть суммы, которую получит за «Клятву Клавдия Цивилиса», а кроме того - четверть той, что уплатят ему за ее доработку. В конце концов ван Людик в свою очередь продал долговую расписку Рембрандта Герману Беккеру, который и так уже вел с художником переговоры, пытаясь заставить его завершить «Юнону», обещанную в уплату другого долга. Постепенно эта история становится всё более и более запутанной, но в описи имущества Беккера, который умер спустя девять лет после Рембрандта, значатся, по меньшей мере, тридцать картин мастера и одна копия по его оригиналу. Избранная Беккером стратегия принесла желаемые плоды, и он получил вожделенные картины.

Странные обычаи Рембрандта-живописца принесли славу и доход Рембрандту-офортисту. Многократную переработку вытравленного на доске рисунка и получавшийся в итоге ряд состояний одной и той же композиции он использовал в качестве маркетинговых приемов и добился тем самым немалого успеха. По словам Хаубракена, «благодаря его методу вносить небольшие изменения и едва заметные дополнения, так, чтобы потом продавать гравюры под видом новых, <...> ни один истинный знаток не мог не иметь „Юноны“ и в диадеме, и без диадемы или „Иосифа и со светлой головой, и с затененной головой». Действительно, долгий процесс работы над офортами, к которому тяготел Рембрандт, был выстроен таким образом, чтобы окупаться на каждой из нескольких стадий переработки доски. Создав спрос на свои гравюры в различных следующих друг за другом состояниях, Рембрандт-офортист осуществил весьма прибыльную маркетинговую операцию. Именно на продаже и широком распространении офортов в первую очередь зиждилась европейская слава Рембрандта при его жизни.

Спекулятивная заочная торговля товарами, наличествующими лишь в виде их товарной стоимости, на амстердамской бирже еще более удивляла современников: «Торговец словно бы продает, а покупатель приобретает пустоту». Автор первой книги, посвященной операциям, которые отныне будут проводиться на любой фондовой бирже, выбрал для нее удачное название: «Confusion de Confusiones» («Путаница путаниц»).

Светлана Алперс. "Предприятие Рембрандта. Мастерская и рынок".

Курьезы и анекдоты, История

Previous post Next post
Up