Битвы в песочнице. Разбор полетов

Aug 24, 2012 18:24



Решила я как-то пристальнее присмотреться, что происходит в песочнице.

В принципе, здесь все происходит как в любой стае. Действия производятся на двух уровнях - дети / взрослые. И даже не всегда баталии взрослых цивилизованнее детских.

В соседнем квадратике кучкуется примерно одна и та же компания. Игрушки все выкладываются в песок и становятся общими. Если из-за какой-то игрушки возникает спор, она, как правило, из песочницы убирается, типа, не доставайся же ты никому. Детки там помладше - двух-трехлетки.

Двухлетняя девочка с явным анальным вектором (термин из системно-векторной психологии) очень свое не любит отдавать, зато и не берет чужого. Все время обустраивает себе уголок и возится в нем.

Тут же гуляют мальчишки-близнецы с кожным вектором, они чуть постарше, эти постоянно дерутся между собой из-за игрушек.
Их мама спорную игрушку забирает сразу.

Особенность этой группы - мамы, которые всегда рядом.

Приходят тут на площадке мама с девочкой, худенькой, вертлявой кожницей , верх не просматривается; они свои игрушки никогда вообще не приносят. Так доча просто выхватывает у всех игрушки, мама же, ярко выраженная звуковичка  - эмоций ноль... Если у девочки начинается истерика, мама сажает ее в коляску и кормит...

Разговорилась с мамой близнецов, спокойной, заботливой, анально-зрительной:

- Я всегда учу своих детей - делиться нужно грамотно. Играешь с чем-то сейчас, то эту игрушку отдавать не надо. А вот если игрушка тебе уже не нужна, почему бы другому малышу в нее не поиграть. Всегда говорю - если не будете другим детям давать игрушки, которыми не играете, вообще игрушек с собой брать не будем.

С другими мамами, как правило, не ругаюсь. Если наши игрушки вдруг кто-то уносит из поля зрения, или домой мы уходим, то прошу игрушки вернуть. Если кто-то детей обижает, объясняю, что  не надо сейчас играть с девочкой, ну или с мальчиком, это у него просто настроение плохое. Приступы вредности иногда случаются и у моих детей. Тогда говорю малышам в песочнице - у моих игрушки не просите, иначе нарветесь.

Иногда некоторые маманьки просто удивляют. Их ребёнок может делать все, что хочет, и они не реагируют вовсе, а вот их деток трогать нельзя. Например, четырехлетний ребёнок пытается выяснить отношения с нашей двухлеткой. Разница в силе и росте еще та. Пытаюсь достучаться до ребёнка - разговариваю, уговариваю, жду пока его мама, наконец-то, проснётся и взглянет в нашу сторону. Пара таких наблюдений за тем, как обижают моих чад, и я пошла ва-банк:

- Вы сами объясните своему ребёнку, что так поступать нельзя, или это сделаю я????

Здесь она останавливается и вопросительно смотрит на меня. Я понимающе киваю, и она с облегчением продолжает:


- Но сначала просто смотрю по ситуации.

Если мама никак не реагирует, а мой не может дать отпор - я вмешаюсь, объясню этому ребенку, что так нельзя. Заплачет - что же,  его проблемы, пусть маме своей жалуется на свое невоспитание.

Бывает, дети игрушки забирают сразу, как только их увидят. А мамы говорят: мы поиграемся и отдадим. Тогда я заявляю: Нет, сначала поиграем мы, а потом и с вами поделимся.

Малышата надувают губы, обижаются - пусть. Сама я не разрешаю своим отбирать что-то у кого-нибудь из рук, могут взять только явно ничейную, ненужную никому игрушку, или же с разрешения хозяина.

Но и другим деткам не позволяю отбирать у своих. Конечно, если мои чадушки сами не против подарить на время кому-нибудь свою игруху.

Еще типичные ситуации - ребёнок дерётся игрушками, раскидывает песок.

Делать замечания самим или говорить об этом маме ребёнка?

И своему, и чужому объясняю:

Если драться,  может быть больно, иногда очень, лучше не надо. Песочек в глаза может попасть, не кидай, пожалуйста. И так далее. Главное - это делать по-доброму, без агрессии.

***
Что тут скажешь? Очень взвешенный подход.

Только далеко не все мамочки этим отличаются. Тем же кожным звуковичкам абсолютно недосуг и не интересно вникать в детские разборки, они витают где-то там…

Увидите такую, с отсутствующим взором, следите крепче за своим дитем, да за ее тоже.


Есть мама, которая при превышении конфликтных моментов в малышковой среде сверх обычной нормы, разворачивает свою игру.

Начинает топтать дорожки, оставляет отпечатки рук и ног на мокром песке показывает - как лепить заборчики, копать норки, печь из песка пирожки и булочки…

Детки включаются, и разборки из-за ведерок и машинок становятся неактуальными

Мне кажется, что у этой мамы присутствует уретральный вектор, она похожа на мальчишку в джинсовом костюме и кедах, впечатление, что для нее большая радость - руководить своим малышковым воинством.

Когда она на площадке, вы можете быть спокойны: она никого не забудет, не потеряет, не обидит.

Малыши возятся в песке с особенным удовольствием, ковыряют совочком, пересыпают его в ладошках. Кому-то нравится палочки в песок втыкать, кому-то камушки искать, топтаться на песке, и разбрасывать его, конечно. Бросаться песком - особая радость. Куличики лучше делать с мамой, потому как самостоятельно делать правильные куличики у ребенка пока не получается. Дите внимательно наблюдает, и когда-нибудь обязательно повторить попытается. Но до поры, до времени созидания не получается, а вот разрушать - это завсегда с удовольствием.
Поэтому, мамочки, стройте, творите, и не сердитесь на малыша, когда он все это будет крушить. Столько радости вы увидите на его мордашке. Даже взрослому всегда прикольнее ломать.

Еще на песке рисовать можно. По сухому, по мокрому, пальчиком, палочкой - пойди угадай, что накалякало твое детище.

Попадаются и амбициозные кожные мамы, всегда готовые отстаивать свое дитятко, даже не из великой любви (сами они могут своего ребенка и одернуть, и накричать на него), а из-за принципа - мое, не трогай.

Вот девочка попыталась потрогать машинку мальчика-ровесника, а он ее укусил, неслабо так. Вой раздался как у пожарной сирены. Мама мальчика так и не извинилась. Попытку выяснить отношения восприняла очень агрессивно.

Что делать? Держаться на безопасном расстоянии

Если родители будут из-за пустяка ругаться, ребенок, усвоив этот урок, будет делать тоже. Выход - учить на собственном примере, как решать проблемы без агрессии.

В песочнице можно воспитывать ребенка, только своего. В первую очередь, учить общению с другими людьми. Самими разными, с разным уровнем воспитания и достатка.

Правильно понимать и взаимодействовать с теми, кто тебя окружает, помогает системно-векторная психология Юрия Бурлана

Другие публикации на эту тему:

Битвы в песочнице. Раунд первый

Остановись, папочка!!!

Системно-векторная психология, Юрий Бурлан, детство

Previous post Next post
Up