Битвы в песочнице. Раунд первый

Aug 14, 2012 23:34



Несколько дней вспоминала молодость. Подруга моя, многодетная мама, попросила выгулять ребенка, пока она сама со старшими разбирается. Детский сад у них типа на лето прикрылся.

Вот и гуляла я с четырехлетней Нюшей на детской площадке, недавно обустроенной, даже песочек свежий привезли, и качельки еще не сломаны, лавочки опять же целые.

Нюша девочка спокойная обстоятельная, пакетик с игрушками носит самостоятельно. Раскладывает их аккуратно по песочнице, методически лепит куличики, пересыпает песок, выстраивает целые цепочки, возится с пластмассовыми мишками и зайками. Если кто-то что и взял поиграть - спокойна, не жадничает.
И вот появился на площадке очень заводной пацаненок лет пяти.



С папой, таким степенным, садился всегда на самой дальней лавочке - наблюдал. Сынуля тем временем атаманил, выстраивал такие цепочки, ребятня под его чутким руководством чуть ли не военные редуты сооружала. Нюша в их делах как-то не участвовала.

Когда мы уходим, Нюша собирает свои игрушки в пакетик. Все. Чужого не берет, но и своего не оставит. Собирает все игрушки до одной, где и как бы они не валялись. Если даже какой-нибудь ребенок играет, вежливо так подходит, не вырывает, все так культурно, насколько это возможно в четыре  года, но все равно забирает, складывает в пакетик.

Вот однажды собирает Нюша свои формочки, а пацан этот не отдает. И мало этого, еще и убегает от нее, кричит: "Не отдам, у тебя много, а нам это нравится, мы еще играть хотим". Нюша за ним. Он из песочницы несется к папе, своему. Нюша за ним: "Отдай!!!"

Все остальные детки в ступоре.

Папа на своей скамейке довольно далеко от песочницы явно не горел желанием включаться в детские разборки. Но когда детки оказались совсем рядом, было трудно уже делать вид, типа, я тут не причем. Очинно нехотя папа сделал сыну замечание, говорит, ты должен игрушку вернуть. А тому по фигу, мальчишка завелся еще больше, стал кричать уже на отца: у нее и так много, а мне тоже надо, вот, не отдам.

Я решила пока не вмешиваться, стою - смотрю, чем закончится. Вроде как формочка эта пластмассовая, простенькая, у нее таких с десяток. Не умирать же за нее. Но и оставить все как есть - ребенок получит урок: отобрали нагло твою вещь - заткнись, уступи, перемелется. Не есть это хорошо.

Папа наконец-то встает, подходит к сыну, пытается воспитывать: надо-надо отдать. Нюша застыла, молча, в сторонке, ничего уже не требует, стоит и  реально ждет, когда же ей вернут ее собственную штуковину. Папаню уже жаль, потому как все внимание теперь к нему, а ему до Макаренко как до Пекина лесом.

Сыночку фиг проймешь, и он, хватанув формочку, дает  деру. Несколько кругов вокруг площадки, папа явно с трудом догоняет. Побегали, когда дитенок, наконец, понял - все, не убежать, - швырнул игрушку на землю, типа "да, подавитесь вы". Это уже не Нюше, а отцу так.

Мы стоим отдельно на расстоянии. Папа подходит, берет сына за руку, указывает на формочку:

- Подними, отдай, извинись.

И тут мелкий норов свой показывает. Минута торговли - и ничего. Папа сам поднял игрушку, сам отнес и отдал Нюше.

Развернулся и пошел на самую дальнюю лавочку, типа, обиделся. Сын сам подбежал к нему - папа, папа.

Но мы уже ушли, не знаю, что там дальше было.

Вот я и думаю, чтобы я делала на месте этого папы?

Разберемся?

Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает точное объяснение тому, что произошло.

Моя анально-кожно-зрительная Нюша столкнулась в песочнице с настоящим кожным лидером, правда, маленьким еще. Папаня у него анальный, не очень развит, станет ребенок постарше - будет учить ремеслу, он учитель, а не воспитатель.

Нюша по анальному послушная, по кожному экономная, с ней у меня не было никаких проблем. Впрочем, как и у ее мамы.

Сначала мне показалось, что у мальчика имеет место быть уретральный вектор. Это само по себе не такое уж частое явление. Да, уретра гоняет сам и за ним гоняются остальные. Это бесит взрослых. Им конкуренты не нужны. Анальному папе с уретрой справиться очень сложно.

Но в данном случае мелочность поступка сильно поколебала мою уверенность. Скорее всего, мальчик обладает хорошо развитым кожным вектором. Его явно не подвергают телесным наказаниям, он привык всегда добиваться своего, интересно было бы на маму посмотреть.

Если ребёнок берет или отнимает что-то, он просто ранжируется. Забирает «недоданное» или «присваивает чужое» - это уж как кому сподручнее. По большей части в этой песочнице или кожники, или анальники. Мышечных детишек здесь в городе я практически не видела. Это по нижним векторам. Замечательно послушный Вася, обладатель анального вектора, сидит в песке над своим ведёрком со своим совком. Налетели - отобрали - сопит. Всё. Вариантов, в принципе немного.

Что мы знаем о воспитании ребенка с кожным вектором? Для его развития, правильного развития давление ландшафта просто необходимо. Дисциплина, ограничение, даже самоограничение - отправные точки развития.

Но давление не должно быть грубым, ранящим. Если есть зрительный вектор - обидным и унижающим.

Для обладателя кожного вектора первичное стимульное пространство - материальное; именно здесь для него идет выражение любви или наказания. Наказывая, можно ограничить, например, в прогулках. Как-то поощрять условия, когда ребенок сможет нарабатывать лидерские навыки, учиться грамотно руководить.

Сублимация вектора может произойти только до пубертата, но тогда же может случиться и уход в невроз (необратимый переход в минус). Так что самое время папе шустрого кожника задуматься, что будет дальше.

Общение во дворе с другими детьми - очень важная школа. И кожного ребенка надо приучать к адекватному общению, умению считаться с чужими интересами, подталкивать к слаженному взаимодействию с Другими, свои интересы он и так, инстинктивно, не забудет.

Можно было бы договориться с мальцом, попросить следить за порядком, объяснить, что вещи принадлежат не только детям, но и их родителям… да мало ли чего еще.

Но я подумаю об этом завтра.

По материалам тренинга системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Другие публикации на эту тему:

Остановись, папочка!!!

Системно-векторная психология, Юрий Бурлан, детство

Previous post Next post
Up