«Человек Дела»-2

Mar 26, 2012 19:49

 герой нашего времени на наших экранах или на кого равняемся?
Продолжение. Начало здесь.
Что же предлагали нам  кино и телеэкраны?
Зона и другие


Замеченный давно интерес русского народа к тюремной, блатной жизни в 90-е приобрел все черты социального заказа. Исполнители попадали в неплохую компанию: «Калина красная», «Джентльмены удачи», любимый народный сериал «Место встречи изменить нельзя». «Зона Любэ» получила  Приз Благотворительного фонда «Возрождение» «За органичное существование в зоне добра и творчества» на Акции-кинофестивале «Сталкер» в 1995. Вот он расцвет царства  кожников, причем неразвитых,  фрустрированных и как-то уж очень маргинально реализованных.

Через 10 лет  «реалити-шоу»  «Зона» П. Штейна, смотрела вся страна, где «отбывает срок каждый двенадцатый, а каждый десятый готовится «сесть». Несмотря на весьма бурную отрицательную реакцию в прессе, сериал стал номинантом 46-го фестиваля телевизионных фильмов в Монте Карло.
Те, в малиновых пиджаках
Вполне адекватно вписываются в данный контекст и преуспевающие в столице провинциалы, «новые русские» («Лимита» Д.Евстигнеева), один из которых занимается расшифровкой тайной информации для "мафиозных структур, и интеллигент с пистолетом, ножом, отмычкой и прочими орудиями совершения уголовно наказуемых деяний, («Маэстро-Вор»  В. Шамшурина) сделавшийся одним из основных мифологических персонажей постсоветского кино,  обитатели «Страны глухих» В. Тодоровского, и, конечно же,  бравый и обаятельный офицер= профессиональный вор в исполнении В.Машкова («Вор» П.Чухрая), и герои ТВ-сериала «Рэкет - ...путем угроз, насилия и шантажа» Э.Ясана, где по темным местам кровавых событий зрителей ведет прототип известного тележурналиста Александра Невзорова с его бесстрастной манерой  ведущего, кожаной курткой, пронзительным взглядом и на прощание - улыбкой сквозь зубы, подкупившей многих. Перечень этот можно продолжать долго.
Люди Дела
Еще один представитель человека дела -  новый для постсоветской России организатор и создатель собственной фирмы/кампании. Первой ласточкой стал «Горячев и другие», его  сюжетные ходы мы увидим еще не раз.


Благородные богачи появляются на наших экранах не так уж часто. Процветающие бизнесмены Владимир Коваленко (В. Николаев «День рождения Буржуя», 1999) и Дима Пупков (С.Жигунов «Принцесса на бобах», 1997), банкир Михаил Колесник  (А.Балуев «Нина»,  2001), отчаявшийся банкрот (Д.Харатьян «Убей меня! Ну пожалуйста», 2004), папа-миллионер непутевого, но доброго сына в «Темной ночи» Д.Астрахана (К.Сморигинас, 2004) и т.п. И в этом нет ничего удивительного.
Еще М. Вебер определял предпринимателя как аутсайдера. «Утверждение его шло отнюдь не мирным путем. Бездна недоверия, подчас ненависти, прежде всего морального возмущения, всегда встречала сторонника новых веяний».


Одним из самых ярких образов такого совершенно выдающегося аутсайдера в российском кино стал «цепкий, страстный, одержимый..., и конечно обаятельный» Платон Маковский в исполнении В.Машкова («Олигарх» П.Лунгина,  2002). Снятая в эпическом стиле история жизни и любви в России времени перемен, необратимо изменившей страну и всех нас, история денег, которые можно заработать, но как потом остаться в живых?.. И за успех приходится платить - дружбой, любовью, собственной жизнью... Все это очень хорошо ложилось на извечную российскую философию о неправедности любого богатства и отвечало психологии «простого советского человека» иметь гарантированную социальную защиту от государства, нежели идти на риск высоких заработков.
Образы олигархов никак не даются российским художникам. Д. Хоффман пишет о пристальном изучении нашими олигархами книг Теодора Драйзера. И о том, что, не зная, как себя вести, наши VIPы наследовали американские «стиль и методы баронов-разбойников, копируя их наглый стиль, холодную уверенность в себе, дерзкие гамбиты и дорогостоящие причуды».
Государевы люди
Наряду с этим кино и телевидение предлагает разнообразные и многочисленные образы «государевых людей» различных уровней и рангов, ломающих человеческие жизни как в  гротеске С.Ливнева «Серп и молот», так и в ретро-драме Н.Михалкова «Утомленные солнцем». Они проходят где-то за спиной главных героев: сильного, решительного, но наивного, до последнего момента не верящего, что его может коснуться кровавая петля террора, красного командира Котова (Н. Михалков), искренне поверившего в идею великого и светлого коммунистического будущего, и противоречивого, обаятельного героя О.Меньшикова, бывшего офицера Белой гвардии, согласившегося на сотрудничество с красной контрразведкой, надеясь сохранить свою жизнь и вновь обрести родину.
Работники государственной машины расправляются с заигравшимися, молодыми и талантливыми молодыми людьми в фильме «Какая чудная игра» П. Тодоровского (1995), с наивными эмигрантами «Восток-Запад» Р.Варнье (1999), и нагло обирают вернувшихся с очередной региональной войны «Живой» А.Велединского (2006).


Как альтернатива возникают бесконечные милицейские саги: «Улицы разбитых фонарей. Менты», «Агент национальной безопасности», «Бандитский Петербург», «Каменская», «Маросейка, 12», Марш Турецкого». Их герои - люди настоящего дела, всегда стоят между жизнью и смертью, между  нами, простыми людьми, и преступниками-нелюдями. Каждая серия - маленькая победа, и не очень важны высокохудожественные достоинства. Главное они -  свои, родные.


А родные могут быть кем угодно, даже убийцами. Таким всенародно обожаемым киллером стал Данила Багров («Брат», («Брат-2»  А. Балабанова). Появившийся ниоткуда, сыгранный одним из самых обаятельных, даже нельзя сказать актером, «московским принцем», Сергеем Бодровым мл., главный герой, прошедший одну из региональных войн, не приспособлен к обычной жизни и обречен на существование в параллельном мире, где все решает быстрота реакции и меткость стрельбы. Вот оно - настоящее дело для «настоящих» мужчин; во все времена, при любом строе и правительствах умение убивать ценилось и плачивалось очень хорошо.
Совсем недавно в нашем обществе закончилась стадия цинизма («чернуха» в кино и по телевизору, где главными героями были менты и бандиты. Сейчас остались лишь деятели служб сыска, дозора--те, кто входит в передовые отряды). Мы только-только вступаем в стадию целесообразности. Хотя фильмы и продолжают оставаться жесткими, их герой, как правило, несколько растерян. Он еще не уверен до конца в своей правоте, его  мировоззрение усложнилось. Если он уже разобрался с самим собой, то ему еще предстоит разобраться с окружающим миром.
Офисный планктон


Новый виток - сверхпопулярными становятся телеповествования, рисующие жизнь «офисного планктона»: «Не родись красивой»  2006-2007, «Дочки-матери» 2007, «Всегда говори всегда» 2003-2008. В большом же кино непритязательная лирическая комедия положений «Питер-FM»  обогнала по сборам в прокате таких тяжеловесов как «Охота на пиранью», «Перегон», «Жмурки» и многих других с брутальными героями, погонями, перестрелками и прочим, что свидетельствует о том, что народ устал и ищет других героев, прежде всего пытаясь разобраться в обычной повседневной жизни.
Ожидать, что сейчас и немедленно появятся образцы высокого искусства, дающие ориентиры в современном мире, по крайней мере, наивно. Российское искусство до сих не может переварить «свободу», свалившуюся на нее в начале 90-х, когда легализовалось все, что раньше было под запретом, - песенки, чернуха… Говорить можно обо всем, но оказалось, что сказать нечего. Все еще с упорством, достойным лучшего применения, рисуются разрушительные картины подросткового мышления. А какой бы то ни было позитив можно найти в глянцевых журналах, «дамских» романах, рекламе и адаптациях западных сериалов к российским реалиям. Опять же сплошная кожа.
Процесс демифологизации социальных стереотипов продолжается и по сей день. Массовая культура и отраженная в ней новая социальная реальность ставит перед социальной философией, социологией и другими науками не только задачу зондажа, но и концептуализации. Ведь пока общественный ресурс не проявлен, он не может быть востребован. А стало быть, чтобы запрос общества по гармонизации социального дисбаланса стал реальным, необходимо его вербализовать, чем и занимается с той или иной степенью мастерства современная массовая культура, в первую очередь, кинематограф и телевидение.
У меня получается сплошное кожное царство - карьера и та уголовная, все качества кожного вектора, неразвитого, фрустрированного. Поспорим?

кино, профессия, поиски себя

Previous post Next post
Up