"Как все мы веселы бываем и угрюмы,
Но если надо выбирать и выбор труден,
Мы выбираем деревянные костюмы,
Люди, люди..."
В. Высоцкий
Уже много копий было сломано по поводу грядущих олимпийских игр. Пустят - не пустят, полюбят - не полюбят, простят - не простят.
С замиранием сердца гадаем на кофейной гуще: ан «злые дяди» из МОК не допустят, как быть? Поднять белый флаг или нет?
Суть вопроса, ведь в том, какое государство представлять нашим спортсменам? Есть ли им что защищать, за что бороться или за что умирать?
Советские спортсмены отлично знали, что за ними стоит государство, которое не позволит их родителям после выхода на пенсию копаться на помойках в поисках еды, не позволит их детям остаться безработными, «лишними людьми», балансируя между наркотиками и антидепрессантами, государство, которое не принудит искать смысла жизни в обществе, где им нет места, где каждый должен отвоёвывать «свою нишу».
Советские олимпийцы знали, что государство, за которое они боролись, не проповедовало основную триаду ценностей нынешнего капиталистического уклада России: комфорт, прагматизм, деньги. Оно проповедовало совсем другие ценности, которые пришлось отстоять в том числе и ценой жизней отцов и дедов тех же самых олимпийцев в борьбе с фашистской силой тёмною, с «открытой террористической диктатурой наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала», как сказал в 1935 году Георгий Димитров.
Вполне понятно, почему наши спортсмены, выросшие в парадигме комфорт, прагматизм, деньги, задаются вопросом: «А зачем мне на пике своей формы губить свой талант, свои невероятные труды и свою спортивную молодость? Не проще ли выступать в белых одеждах, с белой лентой, под белым флагом (нужное подчеркнуть)?». Ведь требуется так мало: всего лишь отказаться выступать под флагом России. Все, мол, и так знают и понимают, что мы - русские. Все нас, конечно же, поймут, оправдают и простят. Такой образ мыслей вполне понятен, ведь современное бытие определяет современное же сознание. Понять можно, а можно ли оправдать?
"Нам будут долго предлагать - не прогадать.
- Ах!- скажут,- что вы, вы еще не жили!
Вам надо только-только начинать... -
Ну, а потом предложат: или-или."
В. Высоцкий
Давайте вспомним первых христиан времён Римской империи. Всем им говорили после ареста: «Мы не запрещаем вам верить в вашего Бога, верьте сколько угодно, только принесите жертву и нашим богам тоже». Всего-то делов! Ан нет, один за другим христиане отказывались предать свою веру, отлично зная изощрённость пыток, которым их подвергнут и шли на крест, варились в кипящей смоле, были колесованы, распилены, растерзаны львами…
Почему? Разве за ними стояло сильное государство, которое защитило и обеспечило бы их родителей и детей, победило недругов и установило общество социальной справедливости? Нет! За ними стоял Христос, а значит - Истина. Они знали, ЧТО именно означает фраза «только принеси жертву нашим богам». Что стоит лишь принести - и ты уже никогда не будешь прежним. Что это не просто падение, это ОТ-падение. Отпадение от правды, от чести, от смысла и, следовательно, от самой жизни. Ведь как известно, честь продать можно, а купить - нет.
Постскриптум: В 2015 в американском колледже штата Орегон один маньяк, убив в классе учителя, стал спрашивать каждого, христианин ли он. Каждого. Того, кто говорил да, он расстреливал. Расстрелял всего 10 человек. Вне зависимости от вероисповедания каждого из нас давайте зададимся вопросом: мог ли каждый следующий из кандидатов на расстрел - обычный американский учащийся - видя, за что расстреливают его товарищей, сказать «нет»?
И почему он не сказал этого «нет»?
Яна Сиденко
Декабрь 2017 г.
http://rugraz.net/index.php/idet-vojna/1994-j-sidenko-ternistij-put-k-olympu