Об экшене LCCO подробно. И о том, как его получить. Бесплатно.

Feb 15, 2020 08:23

Уже писал, что давно хотел сделать подарок своим коллегам по увлечению, интересующимся обработкой цифровых фото. И о том, что наконец он готов.

Это action для разумного и тонко регулируемого усиления цвета изображений. В экшен заложены "высокие" технологии, но реализован он так, что эффективно работать с ним сможет любой, минимально знакомый с фотошопом. Работает с разноязычными интерфейсами Photoshop.


© Leonardo Martelli

В дальнейшем я буду именовать данный экшен LCCO. Смысл данной аббревиатуры раскрыт на головном рисунке публикации.

Описание LCCO двухуровневое:

1. Верхний уровень - для обладающих минимальной подготовкой, и не желающих особо заморачиваться. Его достаточно, чтобы немедленно начать работу.

2. Продвинутый уровень - углублённое описание того, как именно реализован экшен для тех, кто, как я, любит досконально разбираться в том, что делает.

Идея LCCO - усиление цветового контраста в цветовом пространстве Lab, с последующей ручной доводкой результата, если таковая нужна. Доводка не требует никаких специальных знаний, её результат зависит лишь от того, насколько развито ваше понимание красоты.

Lab - весьма интересное цветовое пространство, дающее во многом уникальные возможности при обработке изображений. Не даром Маргулис посвятил ему отдельную книгу, из которой я и почерпнул идею экшена. Но использует эти возможности лишь небольшая часть занимающихся цветокоррекцией. Причина проста: для того, чтоб эффективно работать с Lab, поначалу  следует хорошенько напрячь мозги, уж больно необычна его внутренняя организация.

Поэтому я задался целью: заложить в экшен продвинутые Lab-технологии, максимально упростив их практическое применение. Подробнее технологии будут описаны в третьем разделе публикации.

LCCO ориентирован на тех, кто имеет минимальный опыт работы в фотошопе, имеет представление и минимальную практику работы со слоями, может менять их непрозрачность и рисовать кистью по маске. Знакомство с Lab не нужно. Если вы относитесь к данной группе, то для вас - второй раздел публикации.

Если вы плотно знакомы с фотошопом, с организацией пространства Lab, умеете не только менять непрозрачность слоёв, но и настраивать режимы и параметры их наложения, пытаетесь сами создавать actions - вам может быть интересен третий раздел.

Оглавление:

1. Возможности LCCO.
2. Описание для начинающих пользователей.
3. Детали для продвинутых пользователей.
4. Примеры применения LCCO.

1. Возможности LCCO.

Экшен не просто добавляет в картинку цвет. Он усиливает лишь те цвета, которые есть в исходном изображении, одновременно повышая цветовой контраст. Сам по себе, LCCO не нарушает цветовой баланс, т.е. нейтральные и близкие к ним объекты такими и остаются. Если же картинка изначально имела "цветовой сдвиг", то экшен его усилит, что, почти всегда, нежелательно. В этом случае вы можете вручную отрегулировать пропорцию усиления базовых цветов, добиваясь желаемого оттенка.

Например, если у лица на фотографии не хватает маженты (оно воспринимается зеленоватым), вы, вручную, исходя из визуального восприятия, уменьшите (или вовсе отключите) усиление других цветов, кроме маженты. Т.о. достигается не только усиление цвета, но и исправление цветового баланса.

Вернуться к оглавлению.
2. Описание для начинающих пользователей.

Оно весьма подробно, т.к. рассчитано на людей, слабо знакомых с шопом.

Итак, вы только что получили LCCO в виде файлика LCCO from awo.atn. Теперь его следует установить в ваш Photoshop.
Сделайте по файлу даблклик, и он установится автоматически. Если Photoshop в момент даблклика не был запущен - он запустится самостоятельно.
Открыв палитру Actions, вы найдёте его там:

02.


В папке "LCCO from awo"находятся находятся три экшена, из которых вы будете запускать лишь первый, "Lab color channels Overlay". Два остальных - служебные.

Чтоб не лазить каждый раз в палитру Actions, и не запускать LCCO кликами мыши, Photoshop позволяет присвоить ему клавиатурную комбинацию, т.н. шорткей. Для этого выделите название экшена,  затем кликните по пиктограмме из 4 горизонтальных полосок в правом верхнем углу палитры Actions, как показано на рис. 03. В открывшемся меню кликните по "Action Options":

03.


В окне "Action Options" задайте клавиатурную комбинацию, которую хотите назначить экшену. Например Shift+F11:

04.


Выбранный шорткей отобразится в окне Actions (рис. 05). Теперь вы его не забудете, и сможете в любой момент запускать LCCO одновременным нажатием этих двух клавиш.

05.


Начинаем работу.

Нажатием шорткея Shift+F11 запускаем LCCO. Он всегда помещает результат своей работы в смартфайл на самом верхнем уровне структуры слоёв. Непонятно слово "смартфайл? Достаточно знать, что это как бы файл внутри основного файла. Внутри него экшен сохраняет результаты своей работы в виде 4-ёх слоёв, каждый из которых усиливает один из из 4-ёх, базовых в пространстве Lab, цветов-антагонистов: Magenta, Green, Blue и Yellow.

После окончания работы экшена, вы окажетесь внутри этого смартфайла и в палитре слоёв увидите такое:

06.


Каждый слой назван по имени цвета, который он усиливает.
Слева в палитре Layers размещены пиктограммы глаза. Кликая по ним, можно включать/отключать тот или иной слой, либо всю группу сразу (All Corrections). Промигивание позволяет оценить вклад отдельных слоёв в конечный результат.

Промигайте сначала всей группой. Результат устраивает? Если да, то на этом работа окончена.
Если нет, то определитесь, чем именно не устраивает?

Если усиление цветов пропорционально (т.е. итоговый оттенок правильный), но избыточно по силе, то уменьшайте значение Opacity (непрозрачность) для всей группы. Диапазон возможного изменения: от 100% до 0 с шагом один. Изменяя Opacity постоянно промигивайте всю группу, чтобы оценить степень усиления цвета. Как только результат устроит - коррекция закончена.

Если не устраивает полученный после коррекции оттенок, то следует подобрать пропорцию усиления отдельных цветов (рис. 07). Аналогично тому, как художник смешивает различные краски на палитре. В этом случае вы будете менять непрозрачность отдельных слоёв, постоянно промигивая, чтобы оценить полученный результат. Когда оттенок устроит, отрегулируйте непрозрачность всей группы, как описано выше.

07.


© Антон Мартынов

Т.о., вся ваша работа сведётся к промигиванияю слоями и изменению их непрозрачности. Это по силам практически любому.

Важно!
Напомню, что LCCO создаёт все коррекции внутри смартфайла. Чтобы, после окончия коррекции, её результаты стали видны на уровне основного файла, следует внутри смартфайла  сохраниться, нажав шорткей CTRL+S. После чего смартфайл следует закрыть (CTRL+W).

После закрытия смартфайла мы возвращаемся в основной. В палитре Layers на самом верхнем уровне видим результат работы нашего экшена в виде смартфайла:

08.


Бывает, что результат, полученный описанным выше способом, в целом устраивает, но является чрезмерным на каком-то отдельном фрагменте картинки. Это легко заметить, промигивая всю коррекцию. В этом случае можно произвольно ослабить её результат в том или ином месте картинки, рисуя чёрным по маске слоя мягкой кистью с невысокой непрозрачностью.

Например, ниже, (рис. 09) коррекция, удачная для всей картинки, немного избыточна на жёлтых сухих растениях, освещённых солнцем. На иллюстрации показано, как усиление цвета уменьшено в нужном месте путём локального маскирования:

09.


© Saskia Dingemans

Ещё пример. На рис. 10 LCCO удачно усилил цвета ночного неба с северным сиянием. Но одновременно он усилил и зелёные блики от сияния на снегу в нижней части картинки. Визуально избыточно зелёный снег не слишком приятен, поэтому область снега на рис. 09 была локально замаскирована:

10.


© Jón Þórðarson
Важно!
Запомните:
Изменение непрозрачности слоя регулирует силу коррекции по всему полю картинки сразу. Если мы хотим ослабить степень коррекции локально, т.е. только в некоторой части картинки, то делаем это, рисуя по маске слоя или группы мягкой чёрной кистью с невысокой непрозрачностью.
Вернуться к оглавлению.
3. Детали для продвинутых пользователей.
Далее информация для более продвинутых фотошопперов. В начале публикации я упомянул, что в экшен заложены "высокие" технологии. Опишу, что имел в виду.

3.1. Экшен работает с разноязычными версиями фотошопа. Любой, кто хоть раз сам записывал экшен, знает, что экшены, созданные в шопе с одним языком интерфейса, зачастую отказываются работать в версии с иным языком. Я часто на это нарывался, т.к. сам работаю исключительно в англоязычном интерфейсе, а многие студиозусы, несмотря на мои рекомендации - в русскоязычном.

Почему при смене языка нарушается работа actions? Да потому, что, скажем, если англоязычный шоп создаёт слой "Curves", то русскоязычный обзовёт этот слой "Кривые". Очевидно, что англоязычная версия экшена не опознает слой с русскоязычным названием и тут же вылетит с сообщением об ошибке. И наоборот.

Как только проблема понята - она практически решена. Если в процессе создания экшена, после создания любого слоя немедленно присваивать ему уникальное имя, и, в дальнейшем, только так к нему обращаться, то экшен станет независим от языка интерфейса.

Работоспособность LCCO проверена мной в англо- и русскоязычных версиях. Значит, должна работать и в любой другой.

3.2. "Защита от дурака". Часто экшены, после запуска, вылетают с малопонятными диагностическими сообщениями. Это происходит потому, что в разных случаях, на момент запуска экшена уже существует определённая структура слоёв. И если у запускающего она иная, чем та, на которую рассчитывал автор экшена, следует "вылет" с прекращением работы.

Этот момент также учтён в LCCO. Его можно запускать в любой момент, как при наличии одного только слоя Background, так и при наличии сколь угодно сложной структуры. Даже с вложенными друг в друга группами слоёв. В любой ситуации LCCO создаст смарт-объект с корректирующими слоями на самом верху той структуры, которая была на момент его вызова.

Надеюсь, вы не попадёте в ситуацию, как на рис. 11:

11.


3.3. Минимизация места на диске. Идея LCCO в том, что цвет картинки усиливает "сам себя". Это достигается наложением цветовых каналов Lab самих на себя в контрастном режиме наложения (Overlay). Часто для наложения картинки самой на себя её дублируют, т.е. создают ещё один пиксельный слой, занимающий немало места на диске. Но фотошоп позволяет сделать по другому: наложить на пиксельный слой любой корректировочный (формульный, у меня это Curves), задав ему соответствующий режим наложения. Эффект будет тот же, а нагрузка на диск меньше.

3.4. Возможность усиливать уже выполненную коррекцию. В разделе для начинающих я описывал, что ослаблять сделанную коррекцию можно двояко: уменьшая непрозрачность корректирующего слоя или группы, либо рисуя по маске черной кистью. Но иногда случается, что автоматическую коррекцию требуется не ослабить, а усилить. Наложение в режиме Overlay легко позволяет это сделать. Скажем, если вам не хватает автоматического усиления маженты, следует просто сделать копию одноименного слоя, выделив его и нажав шорткей CTRL+J.

Это удвоит силу коррекции, после чего, регулируя непрозрачность слоя-копии, мы плавно меняем силу коррекции от 200% до 100% с шагом 1%. Аналогично можно увеличить силу коррекции всей группы:

12.


© hsvision

3.5. Вычисления в режиме 16 bit. Коррекция 8-битных картинок может вызвать видимые артефакты, особенно в местах плавных переходов цвета/яркости (небо). Происходит так называемая постеризация (огрубление). Выглядит это так:

13.


Особо часто такое происходит при обработке JPEG, прошедших через интернет, и, особенно, через Facebook. Дабы избежать постеризации, обработку лучше производить в 16-битном режиме. Для понимания: в 8-битном возможно всего лишь 256 градаций яркости, а в 16-битном - 16384. Поэтому LCCO, сразу после создания смартфайла, проверяет битность картинки, и, если она равна 8, увеличивает её до 16. Таким образом, все вычисления в процессе коррекции идут в режиме повышенной точности, что позволяет избежать постеризации даже при обработке JPEG (который всегда 8-битный).

3.6. Тонкие настройки режима наложения. В Lab цветовых каналов - 2, а базовых цветов - 4. Так происходит потому, что в Lab каждый из цветовых каналов отвечает за соотношение в конечном цвете двух цветов антагонистов: канал a - Magenta и Green, а канал b - Blue и Yellow.
В первом варианте экшена я, соответственно, создавал всего 2 (по количеству цветовых каналов) корректирующих слоя. Но последующая коррекция отдельных цветов, при такой реализации, требовала достаточно глубоких понимания структуры Lab и навыков работы в Photoshop. Понимая, что у начинающих на этом этапе неизбежно возникнут сложности, я решил добиться того, чтобы каждому цвету соответствовал отдельный слой (каждой краске - отдельный тюбик). Для этого следовало сделать так, чтобы наложенный корректировочный слой, из трёх каналов Lab,  воздействовал лишь на одну "половину" одного из цветовых каналов.

Фотошоп даёт такие возможности. Они доступны в палитре Layer Style. Чтоб до неё добраться, следует кликнуть по корректировочному слою правым кликом, и в открывшемся меню выбрать "Blending Options":

14.


В открывшемся окне нас интересует палитра "Blend if:" (рис. 15):
В позиции, отмеченной стрелкой, выбираем конкретный цветовой канал Lab: "a" для пары Magenta - Green, или "b" для пары Blue - Yellow.
В позиции, отмеченной скобкой, при помощи ползунков ограничиваем цвет, на который будет воздействовать данный слой. Настройки, показанные на рис. 15, соответствуют коррекции Yellow:

15.


Вернуться к оглавлению.
4. Примеры применения LCCO.
16.


© Ирина Крикля
17.


© Leonardo Martelli‎
18.


© Saskia Dingemans
19.


© Jón Þórðarson
20.


© Michael Wolta
21.


22.


© Олександр Онищенко
23.


© Gerrit Hoogmartens
Вернуться к оглавлению.
Получить экшен бесплатно можно через личное сообщение на моей FB-странице.
Предварительно прошу подписаться на страницу. Like тоже приветствуется :о))
Категорически запрещается кому бы то ни было раздавать полученный от меня экшен третьим лицам!
Делитесь ссылкой на данный пост.
P.S.
Программа моего онлайн-курса "Эффективная работа в Adobe Lightroom с нуля."
Запись на него через кнопку "Сообщения" на моей FB-странице.
Приходите, буду рад каждому!

Отзывы моих студентов и не только

P.S. Если данная публикация показалась вам интересной и полезной, и у вас есть такая возможность, вы можете поблагодарить автора. Карта "Монобанка" (грн): 5375 4141 2153 6741

lightroom, Александр Онищенко, Олександр Онищенко, actions, цифровая обработка, photoshop

Previous post Next post
Up