Некоторое время назад встречался в Киеве с моим давним и хорошим товарищем
Николаем Хорошковым. Во время встречи возникла идея принять участие в летнем фототуре "Карпатские туманы", и, прямо там, провести мастеркласс "Съёмка и обработка пейзажа". Идея мне очень понравилась.
Место для тура выбрано замечательное: село Дземброня Ивано-Франковской области. Помимо прекрасных фотогеничных локаций, Дземброня имеет ещё одно преимущество: последний участок дороги туда, очень мягко выражаясь, оставляет желать очень много лучшего. Поэтому людей там относительно немного, что для пейзажистов важно. Рано утром приехали поездом в Ивано-Франковск, загрузились в заранее заказанный бус и поехали.
Дземброня встретила нас пасмурной погодой, периодически срывался сильный дождь.
В частном отеле, куда мы приехали, оказался форсмажор: часть комнат, на которые рассчитывали организаторы фототура, уже упомянутый Коля Хорошков, и его неунывающий Санчо Панса друг
Денис Дольников, оказались заняты. Пятерым из нас не хватало места.
- "Нічого, хлопці поживуть на другім поверсі" - сказала хозяйка, и мы, пятёрка отважных, подхватив увесистые фото- и обычные рюкзаки, пошли в обход основного, двухэтажного дома, рассчитывая увидеть сзади вход на второй этаж.
Но в действительности, обычно, всё не так, как на самом деле: "второй этаж" оказался отдельно стоящим строением, расположенным от нас метрах в ста пятидесяти, с набором высоты этажей шесть. Дорожки к нему не было никакой: всё заросло чудесно пахнущим после дождя разнотравьем, ходить по которому достаточно проблемно, особенно в темноте.
Но этот форсмажор оказался для нас пятерых удачей. Дорожку хозяин прокосил уже через час, так что ходить стало гораздо легче. Неказистое снаружи строение, внутри было очень хорошо обустроенным: спальня на 6 мест, всё из натурального дерева, просторная веранда, с одним огромным окном, из которого открывался очень красивый вид, санузел с душем, горячей водой, и привычный горожанам унитаз. Был небольшой предбанник с отдельной мойкой, который, при желании, можно было использовать, как кухню.
Лично для меня главным преимуществом оказалось то, что наше "шале" было гораздо выше основного дома, и нам не мешали всякие провода и прочая бытовуха. Прекрасные виды были со всех сторон.
После заселения народ рассредоточился: кто пошёл с камерами по окрестностям, кто просто спустился в нижний домик общаться с остальными, или шастать возле кухни принюхиваясь к обеду, который готовился. Наверху остались лишь я и
Сергей, который, помимо фотокамеры, привёз с собой дрон.
Мы с ним оказались самыми умными. Периодически срывавшийся дождь изрядно намочил тех, кто куда-то ходил. Сидящие в нижнем доме видели намного меньше, чем мы с высоты. Утешением для них были лишь кухонные запахи. А мы с Серёгой сидели на веранде и смотрели в широченное панорамное окно, периодически выходя наружу и делая 2-3 снимка. Вид был захватывающий, но когда тёмные облака над горой чуть расступились, и лучи солнца внезапно прорисовались на фоне голубоватой мглы, я, позабыв лень, как дрон, вертикально взлетел над скамейкой, и мгновенно оказался на крыльце.
Да, я успел, хотя лучи были видны чуть больше минуты. И получил лучший кадр за всю поездку, в любимом мной жанре "ліниве фото", т.е. прямо с крыльца.
Т.к. для проведения мастеркласса я брал с собой ноутбук, то даже успел его обработать и показал на второй, практической части занятия:
2.
Наверное, Карпаты ощутили, как они нам нравятся, и больше дождями нас не тревожили. Первый, "рассветный" выход в горы состоялся следующим утром. Специфика съёмки летних рассветов такова, что вставать на них приходится в 3 часа, максимум - полчетвёртого, в зависимости от удалённости намеченной локации. Первый выход был хорош тем, что подъём начинался практически у самых ворот усадьбы, где мы жили. Перепад высот был тоже относительно небольшой - метров 250.
Я очень давно не был в горах, поэтому понятия не имел, как мне будет даваться подъём с увесистым рюкзаком и металлическим штативом. Ночью было весьма прохладно, поэтому я надел куртку. Этого делать не стоило, ибо уже через 5 минут всем стало жарко. До первого привала, где я куртку снял, пропотел насквозь. Опытные "горцы" подсказали, что раздеваться следует перед началом подъёма. А тёплые вещи пригодятся уже на верху, когда насквозь вспотевшая группа попадает под горный ветер.
Я очень удачно "сел на хвост"
Олегу из Черновцов. Поджарый и лёгкий, привыкший к горам, он был не только отличным горным ходоком, но и приятным собеседником. Правда, мои реплики состояли, главным образом, из очень громких вдохов и выдохов.
В общем, кто молодец? Я молодец! Мы с Олегом были первой парой, достигшей вершины. Я, конечно, понимаю, что оба наших предводителя легко могли меня обогнать, но они были заняты группой. Поэтому я не позволю столь мелкому соображению омрачить ореол моего самодовольства!
Интригой подобных выходов является то, что в момент выхода невозможно предсказать, какие погодные условия будут в момент достижения целевой локации, куда вы прибываете перед самым рассветом. В этот день небо было, увы! - совершенно ясное, что для пейзажа не очень хорошо. Видя это, я, сделав для проформы немного кадров с контровым и задним освещением, сосредоточился на съёмке бекстейжа, тем более, что коллеги по увлечению, в момент максимального погружения в пейзажный дзен, были достаточно живописны.
Трепещите, вы видите сакральную съёмку рассвета с применением градиентного фильтра:
3.
Наш предводитель, Николай Хорошков, внимательно контролирует процесс, делая компрометирующие снимки:
4.
Когда небо чистое, можно и зайцев половить, тем более, что в данном случае они получились достаточно привлекательными:
5.
Спуск вниз придал свежести моим "горновосходительным" впечатлениям: оказалось, что на самых крутых участках максимальная нагрузка приходится на колени, а это - самая слабая составляющая моей ходовой. Постарался просто не думать об этом. Когда спустились, ноги ощущались разобранными на отдельные суставы и мышцы, зато дыхание и сердце меня порадовали. Больше всего было интересно, смогу ли я завтра совершить следующее восхождение?
Смог. Следующим утром была намечена значительно более дальняя прогулка: к Дземброньским водопадам через лес. Туда и обратно около 15 км. Перепад высот несколько больше вчерашнего. Сложность в том, что, при достаточной длине, маршрут имеет несколько довольно протяжённых крутых участков. К моей радости, я быстро вошёл в режим "я - крутой шерпа", и пёр в гору без проблем. Завтрак планировался на маршруте, около т.н. "Молочной хаты", поэтому всем рассовали какую-то еду, но в фоторюкзаки с аппаратурой много не втиснешь. В результате основной груз нёс наш титан духа, мускулистый и обаятельный Денис Дольников.
6.
К молочной хате из горного ручья подведен водопровод с чудесной, чистой и вкусной водой. На нём размещён указатель, сколько (в километрах и часах) идти до различных локаций:
7.
Прямо здесь, в горах, кенонисту Коле Хорошкову было видение, после чего он утвердился в вере, что Кенон обязательно "выкатит" новый пятак:
8.
Далее был длинный участок через лес. Я сразу понял, что он не слишком визуально привлекателен (ИМХО, разумеется). Для проформы, снял немного, но просмотр кадров на компьютере лишь подтвердил мои первоначальные сомнения. В конце тропы, на подходе к водопаду, мы вошли в облако. В сочетании с пасмурным днём, и мелкой водной пылью водопада, это дало заметную дымку, которая становилась тем гуще, чем ближе водопад. Сам водопад мне понравился:
9.
По дороге назад спуск снова превратился в стресс-тест для моих коленей. Но я применил проверенный годами способ - отключить мозги от движения. Рядом со мной шёл
Саша, у которого было много вопросов касательных к мастерклассу. Он их задавал, а я на них отвечал. Дистанция и нагрузка на колени растворились в скрипе моих извилин. Через некоторое время оказалось, что мы уже в Дземброне. Отличный способ, всем рекомендую!
В это же день наши предводители повели группу снимать закат. Будучи ортодоксальным жаворонком, я этот выход продинамил, тем более, что на утро ожидался очередной, рассветный выход на ту же локацию, куда мы поднимались первый раз. Важно было восстановить ноги. Снимаю шляпу перед теми, кто сделал два выхода в третий день, и пошёл на рассвет в червёртый. На сон оставалось около 3,5 часов.
Уже на подъёме стало понятно, что в этот раз небо будет пасмурное и фактурное. Главным вопросом было: не скроют ли тучи солнце на всё время? Тогда кадры будут монотонными и унылыми. Но мы надеялись на лучшее, и Карпаты нас не подвели! Один из первых кадров перед моментом появления солнца над горами:
10.
Когда снимаешь восходы/закаты, важно не увлекаться контровым светом, и не забывать оглянуться назад. Иногда такие сюжеты весьма интересны. Контраст их не высок, а низкое солнце светит мягким и тёплым светом, подсвечивая горы вдалеке:
11.
А это сюжет с боковым светом:
12.
13.
В горах часто попадаются достаточно старые сооружения, многие из которых заброшены:
14.
А пока все снимали, обаятельный Денис Дольников, предохранившись от атаки бычка сзади, охмурял дземброньских тёлочек своим Pentax-ом:
15.
Резюме:
Организаторам тура, Николаю Хорошкову и Денису Дольникову, удалось многое. Они смогли комфортно организовать быт и трансферы группы, подобрать замечательное место - Дземброню, и выбрать там фотогеничные локации. Но, пожалуй, самым важным я считаю то, что в группе царила атмосфера доброжелательности и взаимопомощи. Общение было не только интересным и информативным, но ещё и приятным. Благодаря ребятам, удалось практически полностью сгладить все конфликты, характерные для групповых поездок достаточно харизматичных людей.
Коля и Денис, спасибо вам за это!
P.S. В заключение, как человек, проводивший мастеркласс, позволю себе отдельную реплику в адрес
Алёны Петренко. В процессе мастеркласса я, по мере изложения, задаю аудитории различные вопросы, осмысленные ответы на которые звучат достаточно редко. В этот же раз, впервые в моей практике, ответы на три таких вопроса были даны одним человеком - Алёной. Я впечатлён.