Я всегда считал, что культовость "Терминаторов" Кэмерона - странная девиация массового сознания. Для меня Кэмерон всегда был чуваком, снимающим бодрые фантастические боевички, ремесленником ничут не лучше Майкла Бэя, поэтому называть его неким Мастером для меня просто кощунственно. И сам факт того, что Кэмерон как кинематографист явный халтурщик, выявилось после "Аватара", где не было ни одной оригинальной идеи как на уровне сценария, так и на уровне изобразительных решений. Любой, кто играл в компьтерные игры и читал фантастику скажет, что "Аватар" - вторичен, а может даже и третичен, если можно так выразится. Потому что то, что Джеймс считает классными сценарными ходами и поразительными изобразительными находками в жанровых произведениях уже было использовано, спародировано и опплёвано, а потом использовано ещё раз.
Та же ситуация, в общем-то, и с сагой о "Терминаторах". Контекст, в котором появился первый "Терминатор" отражает типично антисциентистские или откровенно луддитские представления о технологиях. Нечто подобное изложено пару тысячелетий назад в китайской притче о безграмотном старом крестьяние, которого конфуцианский учёный убеждал применять колесо для эффективного орошения полей, на что старик сказал:"Если я буду пользоваться механизмами, то и сердце у меня тоже станет механическим!" Те же страхи коллективного бессознательного перед умными машинами и ядерной войной воплощает в себе дилогия о киборгах-убийцах. Надо сказать, что это время было расцветом киберпанка, а в более широком смысле схожие идеи можно найти в научной фантастике за 30 лет до выхода первого "Терминатора" в прокат.
Конечно, можно сказать, что Уильям Гибсон, Филипп К. Дик, а также Шекли, Желязны,Хайнлайн, Айзимов и иже с ними - это только для гиков, а вот для широких масс тема была на тот момент почти неисследована. Сам факт этого не отменяет вторичности кэмероновсого "шедевра" и отсталости технических и сценарных возможностей Голливуда от массовой культуры. Даже сейчас, в век Интернета, когда обратная связь со зрителем у киностудий вроде бы налажена как никогда, кинематограф сильно отстаёт от остальных видов исскуства в плане свежих идей. Для того чтобы запустить многомиллионный блокбастер в жанре фантастики требуется, чтобы концепт блокбастера уже имел под собой первооснову в виде книги - бестселлера, знаменитого аниме, известного комикса, манги, хитовой компьютерной игры и т.д. и т.п. Что, однако, вовсе не гарантирует коммерческого успеха фильму, несмотря на все усилия маркетологов и продюсеров. И Кэмерон, как один из апостолов трусливого Голливуда, отстающего от нас, продвинутых чуваков, на 10-20 лет, заслуживает здесь всякого презрения и порицания.
Так что для меня "Терминаторы", конечно, содержат здравое зерно в линии Коннор - Т-800 из второй части. Но в целом первые части франшизы - такой же бред и трэш как и все последующие и никто не убедит меня в обратном.
Ещё одной непонятной вещью в "Терминаторе" является маниакальное упорство студий в его перезапуске. Когда в 2003 году Т-3 слил в прокате "Пиратам карибского моря" это был первый знак, что что-то не так. В 2003 году Терминатор умер как бренд, а Джонни Депп умер как актёр, что не может не символизировать. Однако, что самое странное, попытки перезапустить дохлый франчайз на этом не прекратились! И вот, в 2009 Кристиан Бэйл с бодрым матерком выходит на публику в образе Джона Коннора будущего и продролжает воевать с машинами-убийцами. И что в итоге? Кассовые сборы никакие, фильм обругали в равной степени как фанаты, так и критики. Но и это не остановило алчных до денег кинематографистов в использовании истории четвертьвековой давности.
2015 год, на экранах великой страны появляется пятая часть многострадальной эпопеи под названием "Терминатор: Генезис". Чутьё не может не подсказывать, что ничего хорошего от полнометражного фильма с порядковым номером "пять" ждать не приходится. Конечно, хитрые кинопроизводители в последнее время отказываются от порядковых номеров и предпочитают полные пафоса подзаголовки, но зритедя не обманешь.
Чем же теперь пытаются удивить нас?
Во-первых, это детальное передирание первых двух лент с переставленными акцентами. Т.е. всё то же самое, только теперь Сара Коннор владеет ситуацией, а Кайл Риз - нет. Ещё у Сары есть защитник-терминатор Папс и она хочет остановить Скайнет до его появления. Она с Папсом собрала из говна и картона машину времени и хочет отправиться в будущее, но будущее уже поменялось и Кайл уговривает её переместиться не в 1997, а в 2017, когда зародиться Скайнет.
Во-вторых, неожиданный выбор главного злодея. Это уже проспойлеренный Джон Коннор в виде наноробота, созданного Чубайсом Скайнетом. Что тут сказать? Это не настолько неожиданный выбор злодея, как может показться, потому что обилием персонажей первые 2 части не славились, а Т-3 и Т-4 в "Генезисе" проигнорированы.Вот и остаётся на выбор сценаристам семейка негра -инженра (задействована), мексиканец и психотерапевт из 2-й части, а также Джон Коннор, ну или придумать очередную новую модель убийственного робота, что уже набило оскомину.
Хотя и Коннор слабоват как злодей. Почему? Потому что у Сары просто отсутствуют какие-либо чувства к сыну, она не родила его и не вырастила его, для неё он какой-то незнакомый шрамированный мужик. Коннор-робот представляет собой дилемму только для Кайла, но и тот не особо парится, робот-так робот, мочить его-так мочить.
В итоге наши победили, Скайнет выжил, готовьтесь к сиквелу.
Шварцнеггер в роли терминатора-комика, конечно, не особо впечатляет, но после вторых "Неудержимых" падать ему уже некуда.
Джай Кортни по-прежнему старается быть последним героем боевика, однако его лицо, похожее на грушу, по-прежнему не может заставить зрителя воспринимать его серьёзно.
Эмилия Кларк странно смотрится в роли как в роли бой-бабы, так и в роли новоявленного секс-символа. Она, прямо скажем, милая, хрупкая и маленькая и оператор напару с режиссёром даже не пытаются применять какие-либо киношные хитрости чтобы исправить ситуацию.
Джейсон Кларк вообще выдаёт откровенно опереточного злодея, историю и мотивацию которого иначе как мутной назвать нельзя.
Что в итоге? Обычный боевичок, который по примеру последник Иксменов хочет списать свои косяки на путешествия во времени.
Вышло не очень, в сиквеле обещают работу над ошибками, но лучше ржавую сагу сдать на металлолом.