Введение в теорию манипуляций

Jul 06, 2014 23:38

Рассмотрим вопросы, связанные с понятием "манипуляция", с точки зрения воспитания ребенка.

Манипуляцией назовем воздействие на человека в своих интересах.

Примеры манипуляций
- Взять телефон одноклассника и спросить домашнее задание.
- Спросить на улице, как пройти до кинотеатра.
- Выразить свои чувства.
- Договориться поиграть в теннис (существуют варианты: оба любят играть в теннис; только один любит играть, разный уровень игры, недостаток времени у одного игрока)
- Проехать автостопом.
- Отстаивание своих прав.
- Продать подороже, купить подешевле.
- Заставить ребенка
- Избежать выполнения работы
- Реальные выгоды в жизни

Существуют люди, которые плохо умеют и боятся манипулировать.
Почему человеку трудно манипулировать - причины, в чем это выражается.
Причина1. Неумение общаться. Надо решать, что сказать, как себя вести с незнакомым или знакомым, но не близким человеком. Некоторые люди не любят и не умеют решать такие задачи - так же как некоторые не любят и не умеют решать задачи, например, по математике.
Причина2. Когда человек что-то получает от другого человека, у них возникают определенные отношения. Тот, кто просит, находится в подчиненном положении. Тот, кто дает, имеет определенную власть над тем, кому дает. Самооценка дающего повышается, он ощущает свою значимость. Самооценка берущего понижается, он ощущает свою зависимость. Некоторые люди трудно переносят свою зависимость от малознакомого и не всегда приятного человека.
Причина3. Боязнь отказа.

Почему разные люди имеют разные способности к манипуляции. Я думаю - в основном врожденная предрасположенность, хотя воспитание также имеет большое значение. Известны случаи, когда человек, не имеющий природных манипулятивных механизмов, успешно заменил их схемами, выработанными разумом и волей (например, Дейл Карнеги). Существует множество возможностей тренировки для людей, имеющих проблемы в этой области - начиная с тренингов по уличным знакомствам с девушками, заканчивая теорией менеджмента (включая соционику, НЛП и т.п.).

По отношению к кому происходит манипуляция. Можно выделить три круга людей.
Круг1. Человеку что-то нужно от незнакомого. При этом, скорее всего отношений, ответной просьбы-помощи-манипуляции не будет.
Круг2. Человеку что-то нужно от знакомого, но не близкого человека. Какие-то отношения есть, относительно ответной просьбы-помощи-манипуляции не известно, но возможно. (одноклассники, учителя, коллеги по секции и т.п.)
Круг3. Близкий человек.

Легко видеть, что проблемы с манипулированиием, о которых написано выше, проявляются по отношению к первым двум категориям, но не к близким людям. Действительно, разберем причины, указанные выше.
Рассмотрим Причину1. Проблемы с общением конечно могут проявляться и с близкими людьми, но общение происходит постоянно и его не боятся. Следовательно, неумение общаться не останавливает манипулятора, просто манипуляция происходит более топорно.
Рассмотрим Причину2. Между близкими людьми отношения управления-подчинения складываются в любом случае вне зависимости от конкретной манипуляции. Следовательно, боязнь почувствовать себя подчиненным не останавливает манипулятора.
Рассмотрим Причину3. Со стороны близкого человека отказ меньше причиняет боль и ударяет по самооценке, т. к. отношения стабильны.

Поэтому, как многие замечают, по отношению к близким человек поступает иногда хуже, чем по отношению к другим людям. Попросить что-то у чужого - стыдно, неловко, стеснительно. А близкому человеку можно просто (иногда даже грубо) сказать то, что в голову первое придет - не заботиться о форме выражения своих интересов.

Слово «манипуляция» часто воспринимается в отрицательном ключе - воздействие на человека в своих интересах в ущерб другому человеку. Но манипуляция возможна и в пользу другому человеку. Более того, не всегда можно определить - что во вред, что на пользу.

Например, один предлагает другому поиграть в теннис. Возможно, другой тоже хочет поиграть, а может быть не хочет, а может быть хочет, но сейчас занят. Не всегда это известно заранее. Но даже если оба хотят играть прямо сейчас, кто-то должен взять на себя функцию манипулятора. Иначе так и будут сидеть по углам, и никто не получит эту выгоду (поиграть в теннис). А что если первый УБЕДИЛ второго поиграть? То есть второй не хотел играть, но изменил свое мнение. Второй получил выгоду или ущерб? Если, поиграв, получил удовольствие?

Другой пример. Родитель хочет, чтобы ребенок занимался уборкой, делал уроки, чистил зубы. Родитель считает, что это выгодно ребенку, а ребенок считает иначе. Следовательно, понятия выгода, благо и т.п. весьма относительны.

Еще пример. Двое играют в теннис в свое удовольствие, приходит третий, тоже хочет играть. Третий предлагает играть на счет и выбывать проигравшему. В результате играют трое по очереди. Первые двое имеют ущерб - они играют меньше, но третий имеет право пользоваться столом, поэтому в данном случае выгода первых двоих противоречит справедливому требованию третьего.

Следовательно, кроме выгоды есть еще справедливость, и они могут противоречить друг другу. А еще есть мораль, нормы поведения в обществе, репутация и т.п. Разобраться в этом сложно. Где граница между отстаиванием своих святых прав и недопустимой наглостью? Человеку, плохо владеющему манипуляцией, труднее разобраться и адекватнее оценить границу. Человек, хорошо владеющий манипуляцией, более адекватно оценивает обстановку, и даже может сдвигать границу в нужную сторону. Например, уговорил приятеля поиграть в теннис, тому понравилось, все довольны.

Слово «манипуляция» часто воспринимается в отрицательном ключе, поэтому часто при воспитании борются с желанием манипулировать. Понятно, что с помощью манипуляции можно принести вред своим близким, да и себе в виде ущерба репутации и т.п. Но воспитание должно быть направлено против этого вреда, а не против манипуляции как таковой. Т.е. воспитатель не должен усиливать Причину2. Если же это происходит - усиливается Причина2 - то формируется неудачник. Более того, как мы показали выше, Причина2 не снижает манипулятивность по отношению к близким. Т.е. растет капризный неудачник - чем больше он недополучает от общества, тем больше он паразитирует на близких.

Самое печальное, когда воспитанием занимается человек, хорошо владеющий манипуляцией. Он знает про возможный вред, от манипуляций для окружающих и для манипулятора, но ему не приходит в голову, что от невладения манипуляцией также может быть вред и для плохого манипулятора, и для окружающих.

Иногда под манипуляцией понимают воздействие на человека в своих интересах с использованием обмана. Например, пригласил коллегу играть в теннис, но на самом деле, хотел отвлечь его от выполнения важной работы, чтобы тот не смог продвинуться по службе. Конечно обман - это плохо, особенно обман близкого, с причинением вреда. Но даже в отношении обмана мы не скажем, что это - абсолютное зло. Например, скрыть улыбкой раздражение - обман, но кому от этого плохо? Если цели светлы, то допустимо воспользоваться обманом, особенно против врага. Никто не бывает абсолютно честным. Если воспитатель собирается посвятить себя полному искоренению обмана у воспитуемого, ему можно только посочувствовать. Лучше больше внимания уделять воспитанию светлых целей, в духе доброты, справедливости и т.п. Тогда даже обман не принесет вреда.

Сравним манипуляцию с боевым искусством. Сейчас в каждой школе, даже в каждом детском саду преподают единоборства (тэквондо, карате, рукопашный бой, борьбу и т.п.). Но еще 30 лет назад считалось, что эти виды боевого искусства опасны, вредны, приводят к дракам, агрессии. Энтузиасты единоборств вели обучение подпольно. Действительно, манипуляция хотя бы теоретически может нести пользу манипулируемому, а удар ногой в голову - только нанесение вреда. Однако сейчас считается, что обучение боевому искусству полезно. Оно помогает не только защищать себя и наказывать зло, но и предотвращать драки, благодаря более глубокому пониманию ситуации и самоконтролю. Более того, считается, что обучение боевому искусству приводит к росту личностных качеств - воле, смелости, упорству, уверенности, психической стабильности и т.п. Странно выглядел бы сейчас родитель, который вместо развития возможности ребенка защитить себя в драке запрещал бы вообще драться. А такие случаи известны (Гулия) - мать запретила сыну драться, и он дал слово и держал слово несколько лет. Он описывал свои унижения, которые терпел пока не понял, что доверять своей матери во всем не стоит. В результате стал озлобленным на людей человеком.

Что делать. Если у воспитуемого проблемы с навыком манипулирования, то обучать этому навыку. Конечно не с целью делать людям гадости, особенно близким - также как и обучая боевому искусству, надо пресекать попытки обижать младших, слабых, близких и т.п. Почему-то в случае с тэквондо это понятно и естественно, а в случае манипуляции это вызывает непонимание.

Как обучать. Понятно, что нужно устранять Причину1, т.е. обучать техникам общения. Для этого подходит любое дело, связанное с общением - спорт, игры во дворе, занятия в кружках, учеба и т.п. Имеет смысл заниматься и конкретными тренингами, расширяющими возможности общения.

Но большое значение имеет преодоление Причины2. Т.е. надо объяснять, что нет ничего плохого, стыдного в том, чтобы спросить что-либо, взять телефон и т.п. Надо просто заставлять делать такие простые манипуляции, чтобы формировалась привычка. Надо объяснять, что если ты чувствуешь свою значимость и удовольствие, когда к тебе обращаются, то и другой человек будет рад, когда ты к нему обратишься. Следовательно, нужно обращаться чаще. Более того, если ты всем оказываешь услуги, а себе ничего не требуешь, то тебя не будут уважать, тобой будут пользоваться. Особенно это актуально для Круга2. Это естественно для людей - пользоваться другими. Надо объяснять, что если твои цели высоки, то нет ничего плохого в том, чтобы воспользоваться другими людьми, даже если они не очень симпатичны и с ними не хочется иметь ничего общего. Надо уметь пользоваться людьми, притворяться, что они нравятся, налаживать отношения и т.п. Чтобы завязать дружеские отношения, нужно уметь преодолеть определенное отчуждение. Надо уметь и с детства привыкать отстаивать свои права, не стесняться их требовать.

Некоторые люди имеющие склонность к манипулированию часто специально делают гадости окружающим. Им приносит удовольствие сам факт унижения другого человека. Нельзя сказать, что это плохие люди - стремление к доминированию, к власти - нормальное качество. С такими людьми не надо враждовать, но позволять им над собой доминировать нельзя. Необходимо дать резкий отпор, иначе манипулятор станет получать особое удовольствие от издевательства над своей жертвой. В любом коллективе, особенно, где нет отбора по уровню культуры (например, в школе), складывается иерархия - те, кто издевается и те, над кем издеваются. Надо заметить, что люди, стремящиеся к доминированию, сами легко позволяют над собой доминировать. Полезно тренировать свой навыки манипуляции на таких людях, например, просить их оказать какую-нибудь услугу, даже если такая услуга не нужна.

Для преодоления Причины3 нужно объяснять, что отказ - ничего страшного, что к этому надо относиться спокойно. С другой стороны нужно объяснять, что есть определенные установки в обществе, которые требуют от человека не отказывать в помощи. Если человек все-таки отказал, значит, ОН чем-то плох, а не ты. Можно просто попросить другого человека. При этом нужно уметь самому отказывать, если просьба противоречит твоим интересам.

воспитание, Манипуляция

Previous post Next post
Up