Чегем 2016. Первое знакомство с легендарным пародромом. (Часть вторая)

Jul 09, 2017 23:07

Наконец небо начало проясняться, и мы вернулись в Чегем. К счастью, нашу палатку не унесло ветром, не смыло дождем. Вечер у костра, а утром погода «зашептала». Сегодня точно полетим! После завтрака решил заняться наземкой и отработать обратный старт, которым не пользовался уже почти три года. Благодаря подсказкам Гриши из Питера через час наземки я уже довольно уверенно поднимал крыло новым для меня способом и немного походил с крылом по полю. После обеда решил стартовать. На УАЗике вместе с бригадой пилотов заехал на гору, потом еще немного пешком до места старта. Не спеша разложил крыло, подождал, пока разлетятся пилоты, потом сам поднял крыло и полетел. Вот он, мой первый полет в Чегеме!







Сразу от старта начинаю забирать левее, к скалам, пролетаю над деревьями на склоне Зинки, приблизившись к стене, чувствую подъем, вариометр радостным попискиванием подтверждает - летим вверх! Кручу головой по сторонам, высматриваю других пилотов, кружащих тут же. Все они выше меня, но расслабляться нельзя. В любой момент ситуация может измениться и мы можем оказаться рядом, а тут и до столкновения недалеко. А падать не хочется и даже на запасном парашюте приземляться особо некуда - внизу лес и скалы. Так, осматриваясь по сторонам, понемногу набираю высоту, присматриваюсь к гребню Зинки, вдоль которого и над которым в восходящих потоках кружат коллеги, осматриваю окрестности с высоты птичьего полета, нарезаю галсы от края гребня до «лопат» и обратно, постепенно набирая высоту. Более опытные пилоты уже парят над гребнем, некоторые ушли на «пирамиду» - соседнюю гору, над которой тоже хороший подъем, но жесткие потоки, требующие активного   пилотирования. Я же пока не спешу наверх, прощупываю потоки у скал, потихоньку выбираясь к гребню. Полеты в горах кардинально отличаются от полетов на равнине. Взлет со склона требует, как правило, подъема крыла обратным стартом, поскольку ветер на горе приличный и прямым стартом крыло не выведешь - унесет. Высоту набираешь не пассивно следуя за тросом лебедки, немного подруливая клевантами по курсу, а делая галсы вдоль склона, и чем ближе к склону, тем лучше подъем. Опытные пилоты пролетают в сантиметрах от скал, едва не касаясь их кромкой крыла, но я так рисковать не хочу, держусь метрах в 20-30, теряя в скорости подъема, но выигрывая в безопасности. Ну, и конечно, трафик не такой, как в поле. На лебедке тебя затянут, отцепишься, и пока следующий пилот начнет взлет, ты уже будешь далеко, места в небе всем хватает, а тут  на небольшом участке крутится десяток-другой крыльев, только и смотри по сторонам! Если «просадило» над полем, то просто потерял высоту, если «просадит» здесь, то возможно приземление на деревья или скалы, а это уже не очень приятно.



Но зато какие виды!!! Горы выглядят уже не высокими исполинами, на которых смотришь, задрав голову, а просто складками местности, которые можно рассматривать, переводя взгляд подальше или поближе. С высоты видны уходящие вдаль заснеженные хребты, пики соседних гор, речка, бегущая по ущелью, стога сена, разбросанные по склонам, лагерь пилотов где-то далеко внизу. Если покрутить повыше, можно увидеть Эльбрус, до которого тут совсем недалеко.



Первый полет был не очень долгим - минут 25-30. Решил заходить на посадку, немного переварить новые ощущения. Сливаю высоту галсами над ущельем и довольно далеко улетаю вдоль нашей взлетно-посадочной полосы. Здесь небольшой уклон, да еще и со ступеньками, поэтому летишь и летишь себе. Высота уменьшается, но и поверхность земли уходит вниз, поэтому если садиться так, как мы привыкли это делать на равнине, то можно улететь в речку. Приходится активно притормаживать крыло на грани срыва, а то и просто срывать на высоте 1-2 метра. В общем, до речки я не долетел, приземлился в самом низу поляны.
На следующий день пока на верхний старт пошел пешком, неся на себе 20-килограммовый рюкзак со снаряжением. Не то, чтобы было жалко 100 рублей за подъем на машине, просто пока проканителился за завтраком, все уже уехали и улетели. Подъем преодолел с двумя остановками для «передохнуть». На площадке вверху уже сидел Гриша из Питера и наслаждался видами. Но я решил не терять времени и стартовать. Быстро разложился и, сопровождаемый яростным лаем местного черного пса, провожающего всех пилотов, отправился в полет. Сразу от старта ухожу влево к скалам, вариометр радует слух попискиванием, подтверждающим хороший набор высоты. Выбираюсь вверх метров на 150 от точки старта, прохожу мимо лопат, подбираюсь к гребню, но выше не получается. Немного боязно. Вижу заднюю сторону гребня - там крутой обрыв. Если сдует за гребень на небольшой высоте, попадешь в ротор, и тогда мало не покажется, и даже если приземлишься нормально, в лагерь топать очень далеко. Потихоньку, метр за метром, набираю высоту, прохожу над гребнем, не залетая за него, но по-прежнему, не могу выбраться на его вершину, опасаясь пролетать над-  и за лопатами, хотя высота вроде бы должна позволить безопасно пройти над ними. Вижу, как пилот, летящий метров на 50 ниже меня, довольно уверенно проходит за лопаты и уходит в набор высоты. Буквально следом за ним и чуть выше прохожу, попадаю в ложбинку между гребнем и лопатами, на мгновение теряюсь - куда лететь? Влево уходит гребень, покрытый лесом, туда нельзя, поворачиваю вправо, по склону гребня и тут меня резко трясет, подскладывает левую консоль, разворачивает почти на 180 градусов, и бросает вниз. Выравниваю крыло, компенсирую клевок, стабилизируюсь и выхожу из опасной зоны в нескольких метрах над деревьями. Да, что-то зря я туда полез… Прохожу над верхним стартом метрах в 50 и начинаю все сначала. Доворот к гребню, набор высоты, вираж, возвращение к старту, разворот, к гребню, набор, разворот… Набираю метров 200, достаю фотоаппарат, делаю несколько снимков, пока есть возможность полетать в спокойном воздухе. А потом снова к гребню, набор, и галсы, галсы, галсы… Постепенно осваиваюсь, начинаю заходить подальше к ущелью и поближе к скалам. Набрал над стартом метров 300, но на гребень решил не выходить и к Пирамиде не лететь. Лучше вечером еще раз обсудить с более опытными пилотами  особенности здешней аэрологии уже с учетом некоторого приобретенного опыта. Тут я почувствовал, что начинают замерзать ноги. И хотя под кроссовками двое носков, высота 2000 метров над уровнем моря и конец сентября сказываются. Зашел на посадку, сложил крыло и пошел в лагерь. Внизу на поле уже сидел Гриша и высказал мне пару замечаний за не совсем чистую посадку. Но в этот раз я все-таки лучше приземлился, чем в первом полете.



Вечер у костра с чаем и интересными рассказами. А утром снова на гору. В этот раз пешком идти не захотелось, добрался на УАЗике. Многие пилоты были уже в воздухе. Стартовали дельтапланеристы, один за другим уходили в небо «па׳рики». Уже перед самым взлетом я услышал по рации у одного из пилотов сообщение от МЧС: «Ребята, ожидается усиление ветра, вы там наверху поаккуратнее». К сожалению, мой Midland, который очень хорошо показал себя в Пензе на полетах на затяжке, работал в другом диапазоне, 440-443 МГц нежели здешние радиостанции,       поэтому я летал без рации, а значит без связи. В Чегеме частота МЧС 144,05 МГц (или около того), поэтому если собираетесь в Чегем или на Юцу, запасайтесь рацией с таким диапазоном. И снова я улетел, а Григорий остался. В этот раз чувствовалась, что атмосфера неспокойная. То ровный полет, то резкие забросы вверх до 3-4 метров в секунду, то вниз в яму. В общем, некомфортно. И хотя я уже набрал над стартом метров 200, стал подумывать о посадке. Осмотревшись, заметил, что пилоты один за другим садятся и в воздухе становится свободнее. Неспроста это все. Тоже решаю садиться, захожу на посадку, но ветер хорошо держит даже над ручьем, над которым обычно просаживает. Складываю «уши» и на «ушах», маневрируя за счет перемещения тела в подвеске, снижаюсь. Перед самой землей отпускаю «уши» и на высоте около метра срываю крыло, чтобы снова не улететь к реке. Вовремя. Минут через 10 поднялся сильный порывистый ветер и тем, кто оставался в воздухе, пришлось несладко. Вот оно, коварство горной погоды. Несколько минут и все резко поменялось. Лётный день окончен.



Вот так, приехав за тысячу с лишним километров, можно сидеть и ждать погоды днями, неделями, можно так и уехать, ни разу не поднявшись в воздух, а можно летать каждый день от рассвета до заката - это как повезет. Поэтому собираясь в горы, на море или в другие места, где планируешь полетать, надо запасаться временем и терпением. Особенно терпением. Порой велик соблазн разложить крыло и стартовать, кажется, что ветер не очень сильный, ну, чуть сильноват, на грани,  погода достаточно стабильная, ну может немного порывистая, и хочется рискнуть, особенно, если долго ждешь. Но важно не только удачно взлететь, но не менее важно удачно вернуться на землю, совершить полет без лишнего адреналина вследствие нештатных ситуаций, его и так будет достаточно. За три летных дня в Чегеме произошло два ЛП (лётных происшествия). В одном случае начинающий пилот залетел куда не следовало (за «лопаты») там крыло подсложило, и он «свил гнездо» - приземлился на дерево. МЧС-ники его оттуда снимали. Во втором случае, примерно там же, девушка попала в ротор, крыло сложилось и на упала на склон. Хорошо, что по касательной, хорошо, что отделалась только ушибами, как и «загнездившийся». Но бывают и другие исходы. Поэтому для пилота важно не переоценивать свои силы и трезво оценивать погодные условия.
                  Поскольку полеты отменились, решили съездить в Нальчик, по пути перекусив отменными шашлыками в кафе «У Курмана» прямо у Чегемских водопадов. На следующий день мы с Игорем отправились домой. Время отпуска походило к концу и надо было успеть домой к началу новой рабочей недели.





До свидания, Чегем, до новых встреч!

параплан, парапланеризм, Чегем

Previous post Next post
Up