Лето 2016 года было не очень урожайным на полеты. То дожди, то жара, то «технические проблемы». Несмотря на то, что почти каждый летний выходной я выезжал на пародром в Кучки, по-настоящему интересных полетов было всего два. Один раз улетел на маршрут до Белокаменки, выкрутив со 150 метров, когда уже практически заходил на посадку после затяжки, и второй раз до Ермоловки и обратно с заходом в облако на высоте 2261 метр. И вот, лето закончилось, а осталось чувство «недолетанности» - хотелось летать еще и еще. Пилотам знакомо это чувство. Полеты окончены, а в небо тянет… В итоге, эта тяга в небо затянула меня вместе с Игорем Тарасовым, дельтапланеристом, в Чегем.
Из Пензы мы выехали утром 18 сентября, исполнив свой гражданский долг на избирательном участке. С дельтапланом на крыше «Богдана» (украинский клон ВАЗ 2111) и парапланом и прочими очень нужными предметами в багажнике мы двинулись в путь. Довольно быстро проехали Саратов, заправили «Богдана» и себя в Камышине, проехали Волгоград, в котором наконец-то стали ремонтировать дороги, и уже в сумерках въехали в Калмыкию. Дорога по Калмыкии на редкость однообразна, а ночью и очень опасна из-за беспризорно пасущихся калмыцких коров, которые имеют обыкновение кушать травку у обочины, а потом по неизвестным даже им причинам, внезапно выходить на проезжую часть. Габаритных огней и катафотов на коровах нет, поэтому ехать надо очень аккуратно. Нам повезло, пристроившись за ГАЗелью, мы благополучно проехали Калмыкию, на рассвете были на Ставрополье, а еще через несколько часов уже по Чегемскому ущелью, мимо знаменитых водопадов двигались в сторону пародрома «Чегем». Он находится в 17 километрах от водопадов дальше по той же самой дороге, по которой туристы едут полюбоваться на падающую с высоких скал воду. Всего от Пензы до Чегема 1300 с небольшим километров.
Пародром «Чегем» - знаковое место для любого пилота пара- или дельтапланериста. Это одно из трех мест, в котором должен побывать и полетать каждый пилот сверхмалого летательного аппарата: гора Юца вблизи Пятигорска, Чегем и гора Клеменьтева в Крыму рядом с Коктебелем. В Чегеме пилоты живут в палатках, из бытовых удобств кафе, в котором очень вкусно, сытно и относительно недорого можно покушать, туалет типа «сортир», душ с горячей водой (что очень ценно). За все про все с каждого проживающего по 250 рублей в сутки, причем, питание, естественно, оплачивается отдельно. Есть вагончики администратора и МЧС, дизель-генератор, обеспечивающий электричеством кафе, которое вечером превращается в кают-компанию. Здесь же множество розеток, в которые подключаются для зарядки рации, навигаторы, мобильники и планшетники проживающих здесь пилотов. Управляет всем этим хозяйством Марат. Все на доверии, никто не записывает когда ты приехал и уехал, сколько ты должен. Сам посчитаешь и расплатишься при отъезде.
Рядом с лагерем протекает горный ручей, под шум которого мы засыпали и просыпались. Старт производится с двух точек: «нижний» и «верхний» старт. Перепад высоты на верхнем старте по сравнению с лагерем 110 метров. Добраться на него из лагеря можно пешком или на УАЗике за 100 рублей. И ездил, и ходил… Ездить приятнее, несмотря на то, что в машину пилоты набиваются как кильки в банку, некоторые даже садятся на крышу и капот, но УАЗик вывозит всех. Дельтапланы завозит полноприводный бортовой ГАЗон, и стоит это подороже. Большинство пилотов стартуют с верхнего старта и дальше галсируют вдоль скал и хребта горы Зинки, набирая высоту. На склоне Зинки есть две вертикальных плоских скалы, которые прозвали «лопатами». За ними образуются участки турбулентности и залетать туда нежелательно, что было подтверждено двумя ЛП (лётными происшествиями), произошедшими тут за три дня. Обычно пилоты набирают высоту паря рядом со скалами и над гребнем Зинки, а набрав приличную высоту, уходят на Пирамиду - соседнюю гору, названную так за пирамидальную вершину, а от нее в хорошую погоду летят выше и дальше - к Скалистым хребтам и даже в сторону Эльбруса.
В первый день мы не летали. Надо было выспаться с дороги, отдохнуть, а мне присмотреться к здешним условиям и настроиться. Признаюсь, поначалу, когда мне рассказали аэрологию здешних мест, упомянув, что летать надо как можно ближе к скалам, опасаться роторов там-то и там-то, следить, чтобы не сдуло за Зинку, что на Пирамиде болтает жутко, в воздухе одновременно бывает до 20-30 пилотов и надо следить, чтобы не столкнуться, а поле для посадки под уклоном и приземлиться тоже надо суметь, чтобы не улететь в речку, у меня даже промелькнула мысль: «За каким … я сюда приперся?». Но это состояние прошло по мере осознания того, что раз я приехал сюда летать, значит буду летать, иначе «за каким … я сюда приперся». Мы поставили палатку, познакомились с пилотами, обитающими в лагере, отобедали, поспали, после чего со стаканом чая я сел наблюдать за полетами. Посмотрел, как стартуют пилоты, по каким траекториям уходят, где набирают высоту, как приземляются. Все здесь совсем не так, как у нас в поле, в Кучках. Крыло поднимается обратным стартом, навык которого я уже почти забыл, высота набирается в термодинамике вблизи скал - надо очень точно и аккуратно пилотировать, опасность роторов и турбулентности в близи тех же самых скал, надо следить за высотой и рельефом, погода меняется быстро и надо следить за ее изменениями, в воздухе много пилотов - надо следить за их движением… В общем, расслабляться некогда, весь полет это внимание, внимание, внимание. Но на то мы и пилоты, чтобы быть внимательными и получать наслаждение от полета, тем более в таком красивейшем месте!
Вид на верхний старт с еще выше
Игорь встретил знакомых пилотов из Крыма, и даже у меня среди обитателей лагеря нашелся знакомый - Владимир из Воронежа, с которым мы встречались два года назад на аэродроме в Каменке. Он еще раз рассказал мне аэрологию и посоветовал позаниматься наземкой, раз я не уверен в своих навыках обратного старта, и начать с нижнего старта, потом, немного освоившись, перебраться на верхний. В палатке рядом с нашей поселился Григорий из Питера. Весьма колоритная личность. Полный, прихрамывающий мужчина лет пятидесяти с небольшим, общительный как банный лист, всегда довольный и улыбающийся. Он прошел обучение в парапланерной школе в Питере, но считал наземку пустой тратой времени, не поднимался выше «лопат» и очень любил «беленькую» и коньячок, по ночам оглашал лагерь громким храпом из своей палатки. Вообще, пилоты, проживающие в лагере, все интересные люди. Приехавшие в Чегем из разных краев страны, с загорелыми лицами, живым взглядом сияющих глаз, общительные, рассудительные и немного хулиганистые в то же время. И абсолютно все, как иногда говорят, «больные на всю голову», ясно чем: небом, полетами.
Утром следующего дня я планировал заняться наземкой, потом подняться на нижний старт, взлететь оттуда, отработать посадку, потом подняться на верхний и стартовать еще раз. Григорий отговаривал меня от наземки и предлагал сразу идти на нижний старт и оттуда лететь. Но непредсказуемая горная погода внесла свои коррективы в наши планы. В соседнем лагере пилоты занимались наземной подготовкой. Одно из упражнений - поднять крыло и используя динамический восходящий поток, пешком подняться с ним по склону. Очень полезное упражнение. Позволяет научиться хорошо чувствовать крыло, балансировать его не глядя вверх, координировать движения по управлению крылом и одновременно идти по склону, ну и подняться на старт без УАЗика, а только используя силу ветра. Так вот, во время этого упражнения налетел шквал, подкинул пилота со склона метров на тридцать и начал там трепать как коврик, который хозяйка решил вытряхнуть с балкона. Зрелище было жуткое. Все повскакивали с мест и наблюдали за тем, как пилот пытается совладать с болтанкой и приземлиться. Наконец, после пары довольно жестких «прикладываний» к склону, пилоту удалось погасить купол. Обошлось без серьезных травм, поскольку пилот собрал крыло и своими ногами ушел в лагерь. Тут же разнеслось распоряжение МЧС: сегодня полетов не будет из-за нестабильного и сильного ветра. Отдыхаем…
После обеда решил прогуляться по окрестностям - забрался на верхний старт, осмотрелся, подошел к «лопатам», спустился на нижний старт, немного пофотографировал, полюбовался горными видами.
Утром опять ветер, низкая облачность, погода явно нелетная. Решили с Игорем съездить на Эльбрус. До Эльбруса по прямой километров 40, но по прямой можно только лететь над горами, а если не лететь, то ехать в объезд. И мы поехали. Из Чегемского ущелья через перевал мимо Скалистого хребта можно проехать в Баксанское ущелье, которое ведет в Приэльбрусье. Прихватили спальники на случай внеплановой ночевки вне лагеря и двинулись в путь. Надо отметить весьма неплохую проходимость «Богдана» на горных дорогах и при преодолении горных ручьев. Время от времени останавливались, чтобы полюбоваться видами. К сожалению, в Баксанском ущелье нас встретили дождь и туман, так что до Эльбруса решили не ехать, все равно ничего не видно будет. Перекусив отменным шашлычком в Чегете и посетив поляну нарзанов, отправились в обратный путь, но уже через Баксан, поскольку после дождя на перевале на «Богдане» делать было нечего.
До чего же красивы горы! Едешь ли по горной дороге, где за каждым поворотом открываются взору новые склоны, скалы, ущелья, идешь ли пешком, забираясь выше, к облакам, куда ни посмотри - вокруг величественная и великая красота. Укрытые снегом вершины кажутся близкими и доступными, но лишь до того момента, пока не начнешь подниматься вверх. И тогда оказывается, что гора нескончаемо высока и вершина находится где-то за пределами неба. Чувство расстояния постоянно тебя обманывает, когда ты в горах. Просто на фоне величия высоких красавиц-гор метры и километры мельчают, но от этого не становятся меньше. Кажущиеся со стороны ровные зеленые склоны вблизи оказываются сосновым лесом с довольно высокими деревьями, а тонкая струйка водопада при приближении оказывается бурной горной рекой. Порой смотришь на склон и думаешь: - а смог бы я по нему взобраться? И поражаешься смелости и ловкости альпинистов-скалолазов, покоряющих отвесные стены. Но с некоторых пор я смотрю на горы с несколько иной точки зрения: а можно ли с этого склона стартовать на параплане, насколько он интересен для полетов, есть ли поблизости подходящие места для посадки. Как говорится, каждому свое: кому забраться повыше, а кому улететь подальше…
Так, любуясь мелькающими за окнами нашего «Богдана» горам, мы приехали в Баксан, где решили посетить термальный источник «Гедуко». На кольце у Баксана надо свернут по указателю «Прохладный» и проехать по этой дороге несколько километров - не пожалеете! Не буду рекламировать, просто посоветую. Фото из «Гедуко» по понятным причинам нет, прием термальных ванн в купальных костюмах не приветствуется. После ванн и чаепития решили ехать в Пятигорск, на Юцу, поскольку возвращаться в Чегем было далеко и поздно. На Юце в кафе у Ашота мы встретили наших коллег-пилотов Галю и Игоря из Крыма, с которыми и провели в Пятигорске следующие три дня в ожидании окончания туманной и ветреной погоды. Погоды не было ни в Пятигорске, ни в Чегеме. Время отпуска уходило впустую. Наконец небо начало проясняться, и мы вернулись в Чегем.
продолжение следует...