Хотели сделать как лучше, а получилось как в России.

Nov 15, 2013 20:10

Статья опубликована в 11 номере "Бизнес-журнала" за 2013 год.

Наше государство никогда не забывает о миллионах автомобилистов нашей страны: регулярно повышает транспортный налог, акцизы на бензин, штрафы за нарушения ПДД, меняет эти самые ПДД так часто, что порой не успеваешь следить за появлением новых знаков и поводов расстаться с деньгами… Но среди множества «кнутов», с помощью которых государство держит нас в тонусе, вдруг появился и «пряник» в виде новых правил оформления купли-продажи автомобилей с пробегом. Цель, как всегда, заявлялась благая - облегчить жизнь автовладельцам, решившим продать свой автомобиль, или кандидатам в автовладельцы стать таковыми путем приобретения подержанного автомобиля.




                С 15 октября нынешнего года стало все очень просто. Продавец автомобиля и покупатель пишут договор купли-продажи в свободной форме, бывший владелец передает новому ключи от автомобиля и ПТС в обмен на деньги и уезжает домой на такси. А новоиспеченный автомобилист в течение 10 дней должен явиться в отдел регистрации ГИБДД и поставить машину на учет на основании предъявленного договора. И все счастливы! Вроде бы…
                Но все ли так «шоколадно»? Мне, как обычному автомобилисту, это нововведение, возможно и понравилось бы, если бы не некоторые но… Если я захочу продать свой автомобиль конкретному покупателю, которого я нашел или он меня нашел по объявлению, это хорошо. Мне не надо тратить время и деньги на снятие автомобиля с учета - машину я отдаю вместе с номерами. Но эти 10 дней, установленные новыми правилами на регистрацию авто новым владельцем, по всем гаишным базам автомобиль будет числиться за мной, а значит и «письма счастья» от камер фиксации тоже будут приходить мне. А если автомобиль попадет в ДТП или на нем будет совершено преступление, искать тоже будут меня, и уже мне придется доказывать, что я не двугорбое животное…
                А если я покупаю автомобиль, то опасений еще больше. Кто, кроме продавца, сможет мне гарантировать юридическую чистоту автомобиля, что он не в угоне, не под арестом или не в залоге? При совершении регистрационных действий в ГИБДД автомобиль проверяется по базе данных на угон, различные обременения, а теперь остается лишь верить на слово человеку, которому я отдаю несколько сотен тысяч рублей.
                Но и это еще не все. Теперь я сам должен продавать свой автомобиль и не могу сдать его на комиссию в автосалон или обменять на новый по системе трейд-ин. Почему? Да потому что для того, чтобы поставить свой автомобиль на комиссионную продажу или сдать в автосалон в обмен на новый, я должен снять его с учета. Но теперь такой операции, как снятие с учета, не предусмотрено. Это можно сделать лишь для последующей утилизации автомобиля или продажи за пределы Российской Федерации. Но дилерские автосалоны не принимают в трейд-ин автомобиль без снятия с учета - ведь получив новую машину в зачет сданной, прежний владелец по-прежнему остается ее собственником. Вот, что по этому поводу говорит руководитель отдела «Рено с пробегом» сети салонов «Автомастер» лев Лапин.
                - Для нас, как официальных дилеров новые правила регистрации означают прекращение нашей деятельности. По крайне мере, до прояснения некоторых моментов. Весь трейд-ин сейчас находится в состоянии заморозки. Не только в Пензе, но и в Москве и в других регионах. Во-первых, теперь мы не можем быть уверены, что автомобиль не находится в угоне или в залоге, что проверялось ранее при снятии с учета.  С одной стороны мы, как юридическое лицо, застрахованы от судебных разбирательств в случае продажи юридически не совсем чистого автомобиля, ведь мы просто предоставляем площадку для продажи, а сами не продаем подержанный автомобиль, ответственность несет прежний владелец,  но с другой стороны, для нас важна наша репутация и лояльность клиентов, которые должны быть уверены в том, что в нашем салоне они купят беспроблемный автомобиль.
               Во-вторых, если перерегистрировать сдаваемый автомобиль на автосалон, то это связано с существенными дополнительными расходами: регистрационные действия, страховка, уплата НДС, как юридического лиц, затраты времени персонала автосалона и т.д. Нам это не выгодно.
               В результате направление трейд-ин частично заморожено, и мы ждем каких-то разъяснений или комментариев от властей, поскольку это серьезная проблема. Это отражается как на продаже новых машин, так и автомобилей с пробегом.
                Примерно такая же ситуация и в автосалонах, специализирующихся на торговле подержанными автомобилями. Вот комментарии руководителя автоцентра «Niva 4x4» Ивана Плахова.
                - Мы разбирали плюсы и минусы нового порядка продажи автомобилей с пробегом по новым правилам. Главный минус - мы не можем гарантировать, что сданный в салон автомобиль, не является под залогом в банке по кредиту или в угоне. Из цепочки регистрационных действий исключен такой важный момент, как проверка по базам ГИБДД. У наших клиентов значительно возрастает риск приобрести кредитный автомобиль и получить неприятности с банком. Для нас в настоящее время главная проблема - клиенты не совсем понимают нововведения, боятся обращаться к услугам автосалонов и будут продавать машины сами. При этом им приходится тратить много времени, а порой и средств, чтобы найти покупателя, но в салон будут обращаться реже, а значит, мы будем терять клиентов и, соответственно, прибыль.
                Вот такая ситуация и мнение о ней рядового автовладельца (автора) и сотрудников автосалонов. Получается, что желая облегчить жизнь автомобилистам путем упрощения регистрационных действий, государство увеличивает их риск стать жертвами недобросовестных граждан и наносит удар по бизнесу на вторичном автомобильном рынке.Вот уж, действительно, хотели сделать как лучше, а получилось…

автомобили, с пробегом, авто

Previous post Next post
Up