Пишу скорее для фиксации мимолетности стремительно летящего вне времени. С возрастом скорость бега времени возрастает - тысячу раз читал, но надо же всё пропустить через себя... "смотришь там и Новый год". Впрочем, к кино.
От МихалкОва изначально не ждёшь вообще ничего (лишь бы на престол себя не выдвинул), поэтому первые же титры заставляют насторожиться...
По мере продвижения по двум часам "интересного и замечательного кино" (ВВП) настороженность сменяется недоумением (а положительные отзывы?), потом негодованием, а потом - на финальных титрах - расслабленно понимаешь: "провалится". В прокате этот фильм провалится. Пусть фигурируют лукавые 14 лямов (это как-то для студии "режиссёра с мировым именем" (МихалкОв) немного мелковато и несолидно) - хотя рекламная поддержка такова, что бюджет её превышает раз в десять бюджет фильма. Фильм получился провальным, равно как и затянутым, нелепым, скучным и вредным.
В кино не ходил (и не пойду - меня лично не устраивает соседство с жующими, чавкающими созерцателями), экранка с отстающим звуком.
Попытка создать отечественного хоккейного Рокки. Впрочем, введение ещё одного главного героя (Тарасова) помимо Харламова - неожиданный ход :)
Это не документальный фильм, это попытка создания мифа - как в "Полёте над гнездом кукушки", герой лежит в палате (ему собираются или уже сделали лоботомию), а за стенкой творится легенда, индеец рассказывает, что герой избил охранников и бежал на волю. Сам герой уже стал ненужным. Он даже немного мешает.
Вольное и игривое обращение с фактами (будни в "Звезде", "блага" цивилизации, знакомство "таксиста" с девушкой, матч "Спартак" - "Сборная СССР" с судейским "беспределом", авария, трансляция) - сам Валерий Харламов Лебедеву и компании не нужен напрочь - он их не интересует, они хотели бы создать некую легенду, симулякр по имени Харламов (и Тарасов).
Актёры и режиссёр существуют в неперескающихся пространствах. Характеры проявляются только у героев (Харламов и Тарасов), антогониста-функционера (Меньшов), ну и совсем немного - у мамы-испанки. Все остальные присутствуют на экране тенями отца Гамлета, оттеняя и расцвечивая актерскую состоятельность главных героев и подчеркивая свою профессиональную несостоятельность. Создателей фильма "носит" от псевдодокументалистики (появление в самом начале титра "1956 год, Испания", в последующем титры "место\время" отсутствуют) до "обличений" пропагандистского кино. Оператор панически боится общих планов - их считаннное количество, в кадре всегда очень тесно, нет пространства (намёк как бы? :) нет, просто профессионализм оператора всегда выявляется на общем плане). Затянуто и бестолково.
Отдельно - Меньшов. Надеюсь, что теперь - когда он "с нами" - у него всё хорошо. Удачи ему, хороший был человек.
На экранке был снят сеанс с классом детей (правильно, надо так подымать сборы бессмертных творения от МихалкОва). И хотя на лицо было административно-уголовное преступление - а именно показ фильма не соответствующей аудитории - сцены насилия, обнаженки и сильных выражений имелись и вызывали бурную реакцию зала, то как раз по реакции детей - все ритмические провалы "читались" очень хорошо. На голую тетю посмотрели, стали погромче, потом было скучно, но вот другая тетя даже ходить начала, затаились. "Хрен" услышали - начали веселиться. А потом - дети даже бродить начали по залу - ибо скучно. Человек, снимающий экранку, пытался их усадить - смешно.
Теперь почему "вредный" фильм. Конечно же, нет обличитильного пафоса "гражданки страны бога и моей" Алексеевой, нет высекающих самаю себя "едких" замечаний Латытниной, нет зубодробительной "правды" МихалкОва. Но есть маленькая и постоянная ложь. Герой всегда в порядке - волосы уложены, одет аккуратно, но его окружают... быдло (то самое, которое не хочет смотреть великие фильмы лучших режиссёров мира (МихалкОв), растрёпанное, беззубое, кое-как одетое, ходящее в алголичках открывать дверь, незлобливое и податливое. Понятно, что сам Герой (надо уже писать с большой буквы) - он испанец по матери, поэтому должОн отличаться. Он и отличается, ага.
Но сила сборной СССР была в КОМАНДЕ. В совместной комбинационной игре. И именно команду канадцы никогда не могли обыграть (не про отдельные матчи идёт речь, посмотрите общую статистику). Раскалывать великую команду на отдельные личности - сознательно обеднять, ухудшать результат - впрочем, ничего нового - поиски национальной идеи завели "влезших на время в чужую дачу" (неплохой фильм "Со мною вот, что происходит") к торенным другими тропам. Да, у нас была - очень хорошая физическая форма, не банальные стереотипы тактических действий и выдающаяся командная игра. У соперника - были очень яркие индивидуальные игроки и... грубость, стремление к шоу (далеко выходящими за рамки самой игры) и.. всё. И так преобразовывать историю... не дело. Очень вредная неправда.
В отличии от Канады - у нас была система подготовки хоккеистов. Красочен якобы фактический приход Героя в "Звезду" - Герой хочет играть, а "старики" со странной внешностью уголовника его "сушат" и даже бьют, Герой утром на тренировку, а команда спит, герой на тренировку на поле, а команда - пьёт в кабаке с дефками. Тренер в состоянии только вымолвить перед игрой - "чего говорить, вы и так всё знаете". Понимаю, нужен конфликт Героя и окружения - вот и сделали, как смогли. Только... бред это. Эта система (которую олицетворяет Меньшов по мысли создателей фильма) не только квартиры раздаёт (хотя это был клуб - очередной домысел), эта система приучила Харламова к ежедневным тренировкам, эта система гонит его на поле, чтобы быть в форме. Ну да, сейчас - "аполитичные вещи говоришь" - только вложенные в воспитание хоккеиста бабки гонят его на поле. А вот функционеры-вредители были - и защиту, например, было невозможно купить, можно было только "достать". Казалось бы - строчка в плане, так нет - хрен вам. В секции выдадут, если сочтут, что есть основания для ношения этой защиты. Можно долго спорить с пеной у рта - но спросите, сколько стоит аммуниция для хоккея сейчас, а сколько стоит в месяц "воспитание" хоккеиста - в этих прекрасных ледовых дворцах (отданных своим ООО) - сколько надо доплатить тренеру, сколько за заточку коньков, сколько клюшек надо... несколько лет назад мне называлась стоимость суммарного месячного бюджета обучения в "школе Ягра" - от двух тонн грина (до кризиса и не в Москве). В месяц. В Москве - и творог погуще...
А потом трагическим голосом комментатор Гимаев спрашивает "а кто забивать-то у нас будет? Тихонов и Кузнецов?".
Далее - у нас в сборной были наигранные пятерки и тройки от клубов (это не 80-е с гегемонией ЦСКА). Как могла "сборная СССР" играть со "Спартаком"? (upd: в комментариях мне было показано и доказано, что подобное было). Что за бред - зачем судьям подсуживать по указанию Брежнева? Сборная обязана и была объективно сильней - без судейской помощи. Но опять таки канадский ветер - канадцы выиграли, всё по-честному, канадцы проиграли - судьи подсуживали. Как мне помнится - наши тренеры всегда призывали игроков быть сильнее - выигрывать, не взирая на судейство. А теперь вот другой тренд... ну да.
Харламов не был капитаном. И за всю серию 72 года заработал 8 очков (5 голов + 3 передачи), пропустив один матч - просматривая его с трибуны, в немного другом по фасону костюме (в фильма отъезжающая сборная одета в достаточно нелепо-странные костюмы).
Матч в 72 году не был первым матчем с канадцами, мы играли во время Олимпийских игр (например, матч 1968 года) и сборная клубов Канады играла против сборной СССР (это достаточно потешное видео комментирует Озеров - к сожалению, его комментариев практически не осталось - там есть такие моменты как - "посмотрите как играет канадский вратарь" и концептуально показывается две минуты поведение вратаря сборной Канады без атаки на его ворота). Серия из 8-ми матчей - да, была первой. И вообще этот термин "серия" воспринимался с трудом - кто-то видит в попытках указания общего счёта прямое давление ЦК партии, я же тогда, например, с трудом "вьезжал" в термин "хоккейная серия" и мне суммарный счёт был понятнее.
Но Харламов, как игрок сборной, легко мог выполнить свою мечту - "сыграть с канадцами" и без какой-то серии.
И понятно почему авторы выбрали именно 72 год (мы же проиграли серию), нельзя же напоминать про выигранную нами серию 74 года (когда сборная Канады была скоплектована более мощно - так писала пресса до серии, и совсем по-другому после серии).
Главное заблуждение большинства комментаторов заключается в том, что приписываются какие-то мотивационные подтексты комментируемому, т.е. кино. Автор хотел показать, здесь автор хочет вызвать чувство... Это не так. Кино (нынешнее, то, что на экранах) - это побочный продукт экономической жизнедеятельности отдельных сограждан. Никто же не рассматривает углекислый газ, выдыхаемый нами, и не ищёт метафизический смысл в нём... Люди - так зарабатывают. Результат в виде фильма вообще никого из создателей не волнует (ну без него нельзя, мы должны выдыхать углекислый газ, увы, поэтому появляются "шедевры"), ибо важен только сам процесс - процесс съёмки фильма. Построить новый Сталинград - пожалуйста. Построить в Швейцарии волжское имение - пожалуйста. Процесс идёт, люди работают. Десять лет монтажа фильма? Легко. Пять лет озвучки? Надо постараться...
Не надо этого смотреть, ага. Углекислый газ можно легко подменить иными продуктами жизнедеятельности регулярно выделяемыми нами...