Dec 08, 2023 22:12
Вспомнила давнюю юмористическую картинку: "Параллельные прямые пересекаются в бесконечности. Этого не доказать, но я это видел". Ну, а я столь же бездоказательно и уверенно утверждаю, что балетная труппа Мариинки лучшая в мире:).
Знаю, балет "Анюта" многим не интересен, я же заранее радовалась премьере. По мне, драмбалет необходим не меньше классики, давая артистам возможность проявить себя с неожиданной стороны. В этом смысле особенно поразил Максим Изместьев в роли Модеста Алексеевича. Я не узнавала блестящего, обаятельного танцовщика, герой которого сегодня был не просто отвратителен, а по-настоящему страшен. Любопытно, что в бытовых сценах Модест выглядел нескладным и нелепым, зато в канцелярии демонстрировал виртуозность - виртуоз бумаг, властелин бюрократического, иерархического мира. Сколько красавиц в балете переступали через цветочные гирлянды - здесь чиновник пародийно шагал через тела подчиненных.
Противоположностью стал Пётр Леонтьевич Сергеева. Замечу, что при красивейшей музыке и чудесном оформлении мир "Анюты" показался мне мрачным. Я бы назвала его беспросветным, если б не искренний в своей любви Студент (Тимофеев словно рождён для этой роли) и тонко чувствующий, не вписывающийся в стандарты мещанского быта Пётр Леонтьевич. Сильнейшая сцена, когда он отдал деньги шарманщику - было ясно, что они последние и дома ждут голодные дети, а не отдать не мог. Исступленное веселье вокруг напомнило ярмарку из "Каменного цветка". Однако Анюта Шакировой далеко не Катерина.
Не забуду детское впечатление от Ларионовой в фильме "Анна на шее": правильно, что эта добрая красавица получила заслуженное счастье, лишь жаль, что на радостях забыла о родных, но обязательно скоро вспомнит. Потом фильм-балет с Максимовой, героиня которого явно выпадала из общего ряда, и в благополучном финале ее было искренне жаль. Зато если вспомнить первоисточник, Чехов не сентиментален, даже в мелодраматичных по сюжету вещах он жёсток, почти жесток. В его рассказах людей перемалывает в одинаковый скучный гравий, мало кто способен не поддаться.
Подобное впечатление было у меня и сегодня. Яркие декорации и костюмы, корзины цветов - эта купеческая роскошь манит Анну не меньше, чем остальных. На балу она, наконец, дорвалась и жадно, не без злорадного торжества хватает все радости, до которых может дотянуться - это мне, это тоже мне! И потом в сцене сна осознанно прощается со студентом, вычеркивая из памяти тягостное прошлое. В настоящем есть не менее красивые и при том благополучные мужчины, с которыми приятно развлечься (чего уж там, Артынов Белякова просто неотразим), и парочка стариков, обеспечивающих материальные потребности. Жизнь удалась. Я смотрела на такое веселье с горечью, и тут появился Петр Леонтьевич с детьми - нищие, замершие, они на миг просияли: как красиво, вечер, снег, и наша Анюта самая лучшая и счастливая из всех... но никто их не замечает. Героиня плоть от плоти этого мира, а они отделены от него невидимой стеной.
Подруга сказала: "Все потерял, что ему остается, кроме как любоваться красотой природы?" А мне подумалось: может, наоборот? Потому и потерял, что любовался, а не боролся? И, как ни странно, ощущение беспросветности ушло. Ну да, Сергеев гений...
Изместьев,
балет,
Сергеев,
Анюта