«Жизель», Ильюшкина-Капитен-Гусейнова

Jul 05, 2024 14:18

Человек, посещающий в один день два концерта любимого автора, вряд ли многих удивит, сходив за неделю на три "Жизели", из них две с одинаковым дуэтом. Удивительно другое: эти две "Жизели" оказались очень разными.
В моём возрасте пора бы возмущаться молодыми, а при моей профессии всячески их избегать. А я питаю к ним слабость. Такие смешные и непутёвые - почти как я:).
Сегодня с первого появления Жизели с Альбертом я преисполнилась нежности к этим милым, простодушным, непредусмотрительным и красивым детям. Они любили друг друга безоглядно, как бывает лишь в юности. От начала до конца я словно видела соединяющую их незримую нить, они почти не отрывали друг от друга глаз.
Не могу удержаться: когда я спросила одного своего двоечника, о чём он думал, не сдавая вовремя задания, тот ответил: "Я не думал, а занимался эскапизмом":). В этом весь Альберт первого акта в исполнении Капитена! Он живёт минутой. Его любовь к Жизели искренняя и сильная, ужас при известии о её болезни непритворен, он убежден, что не причинит ей зла. Опции «размышления о последствиях» в этом юноше пока нет. У некоторых эта опция появляется, лишь когда жизнь крепко ударит по голове.
Жизель сегодня показалась мне девочкой возраста Джульетты (еще одна роль, в которой жажду увидеть Ильюшкину). Безмерно понравились ее отношения с матерью, которую прекрасно сыграла Михайловцева. При появлении строгой мамы дочка тут же приглаживает волосы и поправляет платье - однако не может удержаться от веселой игры в прятки и вообще, честно говоря, вьет из нее веревки. Повезло, что девочка от природы такая хорошая, а то избаловали ее безмерно. И как не баловать! От нее исходит столько света, что всем хочется быть рядом. Она любит весь мир, но больше всего - танцевать, маму и Альберта. Когда он признался ей в любви, она просияла в самом буквальном смысле слова, причем было ясно, что для нее это равносильно предложению брака, иное не приходило в голову.
Сердце щемило от чувства, что Жизель воспринимает нынешний день как самый счастливый в жизни, когда не просто все удается, а исполняются самый несбыточные желания, причем с лихвой. Альберт сделал предложение, красивая дама подарила в честь этого подарок - да, иначе в этот день и быть не могло! Кстати, по поводу Батильды и ее платья: Жизель словно не просто им любуется - она ведь сама прядет и ткет, вот и захотелось потрогать изумительную ткать и сделать такую же.
В знаменитой диагонали Жизель протягивала руку к Альберту, а потом к маме, словно соединяя их. Когда она узнала об обмане возлюбленного, мне показалось, сперва она вспоминает, что было, и, плача, по-детски недоумевает: я ведь поступала хорошо, за что меня так? Это неправильно, несправедливо. Как будто пытается объяснить кому-то, кто обязательно все исправит. Но ничего не меняется, и я с ужасом ощутила, как одновременно оборвались две нити - та, что привязывала к матери, и та, что к Альберту. И оказалось, именно они держали ее на земле, давали опору. Оставался еще танец, однако обманул и он: танцующие виллисы звали к себе, обещая не радость, а месть. Только месть этой Жизели настолько чужда, что легче лишиться рассудка.
Миртой сегодня была Гусейнова, которая танцевала так же блестяще, как недавно Буланова, но образ создала совсем иной. В Булановой я видела хладнокровную Немезиду, машину для убийства, без всяких чувств делающую положенное дело. Обращаться к ней было бесполезно. Мирта Гусейновой выглядела горячей и страстной мстительницей, еще не забывшей, как ее предали, и с удовлетворением совершающей то, что считала справедливостью. Мир виллис сохранял человеческие чувства, Жизель была ему ближе, чем в прошлый раз, и, любя танец, в первой вариации недоумевала и одновременно наслаждалась безусильностью полета.
Однако появился Альберт, нежно провел рукой по табличке с именем «Жизель» (не помню у других этой трогательной детали), она выбежала на носочках, девочка-девочкой, протянула руки - и осознала, что мертва. Если бы не он, она бы о том не жалела, ведь летать так прекрасно! Но Альберта она любит больше танца. Она любила его, когда была жива, теперь любит мертвая. Увы, мертвая может только нежно парить над ним, пытаясь оградить защитным кругом. Какое прощение, что вы - для прощения надо сперва осудить, а она любит и предавшего.
Поразительный был миг встречи Альберта с Миртой. Он не просил пощады, наоборот, открылся перед ней, спокойно ожидая кары. И тут Жизель закрывает его собой, а он смотрит на нее, ошеломленный: я ведь не заслужил защиты, я виноват! Потом она рассказывает виллисам историю своей любви, и те, помнящие собственные истории, хоть и отворачиваются, однако не могут не слушать. До рассвета далеко, еще успеем его убить, а про любовь так интересно. Подобно Шехерезаде, Жизель оттягивает казнь, а когда Мирта приходит в себя и посылает, наконец, Альберта в смертельный танец, тот борется до последнего. Не потому, что боится умереть, а потому что ему дорог каждый миг этой безумной ночи, каждый миг рядом с Жизелью. Они любил ее, когда она была жива, любит и мертвую.
И когда наступил рассвет… это трудно описать словами… Жизель, нежно склонившаяся над ним, неожиданно против собственной воли - раз! - и взмыла вверх. У меня аж сердце остановилось. Всеми силами она пыталась не уходить, а он - ее удержать, но ее уносило, уносило. Не в могилу, однако и не в рай, потому что без него нет для нее рая. Наверное, она подождет его у ворот.

балет, Ильюшкина, Капитен, Жизель

Previous post Next post
Up