Dec 09, 2023 23:48
Собираясь на премьерную "Анюту" дважды, для чистоты впечатления написала отзыв о первом вечере по горячим следам. Правильно сделала: если вчера артисты восхитили, то сегодня просто душу вынули...
В целом балет представляется очень удачным, разве что показались затянутыми две нетанцевальные сцены, самое начало и сон Модеста об ордене. Однако едва начинается танец, смотришь с неослабевающим интересом. Чарующая музыка Гаврилина, причём все движения ложатся на нее, словно она и впрямь написана для данного балета. Ну, и люблю я, грешница, когда декорации с костюмами соответствуют сюжету, а не отражают душевные проблемы постановщиков:). Так что с удовольствием смотрела на красивые наряды и пейзажи, на отсылки к шедеврам живописи -- при том, что нарочитая чрезмерность и эклектичность создают впечатление "дорого-богато", верх стремлений жителей городка.
Два человека, Петр Леонтьевич Сергеева и Модест Алексеевич Изместьева, являются противоположными полюсами спектакля, по натянутому ими канату движется Анюта, русская Манон, которой не пришлось выбирать между богатым и красивым, договорилась с обоими -- а главное, никто её не осудил, все почитали счастливицей. Любопытно, что, недавно оказавшись в партере на "Драгоценностях", я была потрясена количеством пар "немолодой лысый толстячок -- декольтированная юная красотка". Ничего не меняется, Чехов актуален.
У Батоевой и Шакировой получились очень разные образы. Вчерашняя Анюта была плотью от плоти своего окружения, сегодняшняя резко контрастировала с остальными удивительной изысканностью, естественным изяществом. Бывают женщины, которые смотрятся элегантно в любом наряде -- она из таких, и не удивляешься, что на Анюту обратили внимание и Артынов, и Модест Алексеевич.
Студентом был Корнеев, и если дуэт Шакирова-Тимофеев был полон страсти (а поддержки-свечки и вовсе навели на мысль, что Анюта решила перед неприятным браком срочно изведать радости секса:)), то для для Анюты Батоевой студент, как мне показалось, был скорее романтическим символом иной жизни -- с упоением читали вместе Гегеля и обсуждали основы мироздания:). Да, она истинная дочь своего отца, и ей это было интересно, а жизнь с Модестом невыносима, и не только из-за физического неприятия -- была отвратительна его мелочность, узость души. В вариациях я прямо видела, как тесно Анюте в его мирке, как она пытается порвать путы. И отец приходит в гости с детьми не ради себя, а ради нее, чтобы дочка хоть ненадолго дала себе волю. И как же они похожи, когда весело катают мальчишек на спине! А когда муж преподносит Анюте боа, она радуется даже не подарку, а его доброму порыву, и понимаешь: веди он себя иначе, она постаралась бы дать ему счастье.
Артынов в исполнении Зверева приобрел аристократизм, столь редкий в окружении Анюты и так ей соответствующий, что показалось -- не со студентом, а именно в его объятиях на балу она осознала собственную женскую суть. Осознала -- и засияла, преобразилась, осветила все вокруг.
Сейчас страшное скажу: на тарантелле я плакала. Это недаром танец смерти. Вспомнилась тарантелла Никии: Васильев, классический танцовщик, не мог о нем не думать (кстати, только сегодня заметила, как мило потом обыграно адажио Авторы с четырьмя кавалерами). Анюта Батоевой танцевала тарантеллу на пределе душевных сил, с такой мощью самореализации, что было ясно -- за эти минуты она заплатит любую цену. И вернуться потом к прежней жизни -- нет, легче броситься с моста. Катарсис самой высокой пробы, счастье и боль.
Его сиятельство Кулаева не мог не быть покорен. Вчера мне почудилось, он удовлетворенно поставил галочку "и эту красотку я получил", зато сегодня в восторге констатировал: вот она у меня какая. Было ощущение, что, не отдай он в порыве щедрости перстень, Анюта не пошла бы с ним, что бы ни требовал муж. Сильнейшая вышла сцена, когда Анюта оглянулась на мужа... я прямо услышала: "Он был взвешен ею на весах и найден очень легким"... она поняла: вот возможность раз и навсегда расплатиться с ним вперед за все свои будущие измены, и он сочтет плату адекватной, и с гордо поднятой головой она пошла на то, что совсем недавно сочла бы позором. И ее отец пил рюмку за рюмкой не просто так, а на поминках своей чистой, благородной дочери. Да и она выпила не меньше на собственных поминках. В трагическом сне Анна не прощалась со студентом, а с кровью выдирала из души лучшие черты, которые мешали быть счастливой так, как принято среди нормальных людей. Вроде бы удалось. Да, взгляд на студента заставил мимолетно загрустить об утраченном, однако она быстро подавила этот порыв. А вот отца лучше не замечать, иначе боль может вернуться.
Сегодня, глядя на Сергеева, я мечтала увидеть его Мышкиным. Петр Леонтьевич получился во многом на него похож. Да, он из тех, кто не думает о будущем, живя минутой -- ну, так блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное. И когда вышел он в конце с детьми, а те, бездомные, замерзшие, вдруг стали радостно играть в снежки, и не хотели ничего у сестры просить, зато желали ей счастья, подумалось: да, жизнь обламывает нас, однако дает все новые свежие ростки, вот они, наивные и прекрасные... а кому-то удается пронести душу невредимой через все испытания, и назовут его неудачником и идиотом... ну да, Сергеев -- гений...
Изместьев,
балет,
Зверев,
Сергеев,
Анюта,
Батоева