Когда этот спектакль танцуют соответствующие ему артисты, все в нем - от каждого движения или взгляда до любой мелочи в костюмах или декорациях - идеально и гениально. Нет ничего случайного, проходного, некогда даже вздохнуть.
Мехменэ Бану Терешкиной при безупречности исполнения артисткой жестко выверенного хореографического текста каждый раз немного разная, роль не заучена - воистину живет. Вчера меня впервые пронзила мысль, что, помимо прочего, царица отчаянно не хочет показаться сестре несправедливой или злой, и оттого ей особенно сложно. Все четыре главных героя сыграли действительно «Легенду о любви». Однако двум из них было легче, ибо не приходилось выбирать.
Визирь Зверева боготворил свою царицу. Сперва мне немного не хватало в нем резкости. Он не упивался властью -- просто знал, что она подразумевает жесткость, даже жестокость. Но потом я вспомнила, что у Хикмета визирь именно таков, и приняла образ.
Ширин страстно любила Ферхада. Батоева понравилась мне необычайно. В первой вариации героиня, идеально попадая в образ девушки-газели, не только кокетничала, а, я бы сказала, очаровательно дразнилась. И ей безумно нравилось, что нашелся, наконец, тот, кто не боится отвечать ей тем же - Ферхад. Второй дуэт с Ферхадом потряс. Это было неприкрыто сексуально и при том невероятно деликатно. Сперва Ферхад нежно пробуждал ее страсть, а затем инициатором стала сама Ширин, загораясь на наших глазах. Было ясно: эти двое созданы друг для друга, они чувствуют и мыслят одинаково, это половинки одной души.
Но, при всей силе любви к Ширин, у Ферхада не меньшая любовь к своему делу, будь то дело художника или человека, взявшегося добыть воду, а у Мехменэ - к сестре. А ведь особенно трудно, когда одна любовь спорит с другой. Однако при всем сочувствии Мехменэ я понимала: Ширин любит Ферхада таким, каков он есть, а царице в мечтах является не веселый художник, а суровый, сильный правитель, и любит она свою мечту.
И о Киме. Несмотря на тяжелые испытания, его Ферхад вчера был прежде всего легок и радостен. Феноменальные прыжки отражали это. Я вдруг заметила, что даже в конце, когда он трудится в пещере, его появление сопровождает веселая музыкальная тема. И когда Киму не хватало сцены, я видела человека, вырвавшегося из тесноты на свободу. Он взлетал, останавливался в воздухе, приветствовал нас - и лишь потом позволял себе опуститься на землю.
Когда Ширин Батоевой ворвалась к Мехменэ с требованием отправиться к Ферхаду, я понимала, что она терпела, сколько могла, а потом еще и еще, и сейчас находится в состоянии аффекта от нестерпимой боли. Но вот она видит Ферхада - и становится собою, легкой и светлой, как и он легок и светел даже в страдании. Она не пыталась уговаривать его, принимая любимого вместе с его правом самому решать и выбирать.
Спасибо артистам, которые танцуют, несмотря ни на что... и как танцуют!