"Каменный цветок", Осмолкина-Терешкина-Ермаков-Смекалов

Dec 06, 2016 23:56

Ждала этого балета с нетерпением, поскольку Григоровича очень люблю. Видела когда-то полную запись, но в записи что-то главное обычно теряется. Так что сегодня надеялась на потрясение, как от "Легенды", "Грозного" и "Спартака".
Потрясения не произошло. Спектакль безусловно понравился, но я не увидела ни кристального совершенства "Легенды", ни мощной энергетики "Спартака", ни психологизма "Грозного". Все это придет к балетмейстеру в более зрелые годы, хотя задатки видны уже в первом его спектакле. В частности, если большинство художников думают "о свойствах страсти", то Григоровича не меньше волнуют свойства власти, и он умудряется блестяще выразить это в танце. Я поразилась, насколько все осталось по-прежнему. Северьян, представитель власти, демонстративно крестится на образа, а затем принимается унижать всех подряд и требовать от лучшего из мастеров невыполнимого. Причем, по большому счету, его даже Катерина не слишком интересует... как и мы наших чиновников. Просто их раздражает, когда кто-то вякает:).
Смекалов был впечатляющим Северьяном, Осмолкина -- милой Катериной. Терешкина -- истинной Хозяйкой Медной горы, безжалостной, настойчивой и неподкупной, как сама природа. Удивительны были моменты, когда она из женщины превращалась в ящерицу и обратно. Только что на Данилу смотрели равнодушные глаза рептилии -- и вот вокруг него уже обвивается страстная безутешная красавица.
Я вдруг подумала, что неживая природа нуждается в человеке. Лишь он может раскрыть ее душу, увидеть чудесные образы в глыбе малахита и освободить их. Однако ей нужен настоящий Мастер. Тот, для кого, как для Данилы, окажется трагедией факт, что он не способен сделать невозможное, и кто пойдет на все в надежде это невозможное совершить. А получилась история юноши, которого насильно заточили в горе, а потом, всем на радость, отпустили. Не знаю, хотел ли этого Григорович или так сыграл Ермаков. Но я вообще не нахожу в Мариинке Данилы. Были Кузнецов и Лобухин, однако иных уж нет, а те далече:).
В итоге тема зла забила для меня тему добра. Эта потрясающая ярмарка, которая начиналась тихо и безобидно, но веселье все разгоралось и разгоралось, начиная пугать. В "Тщетной предосторожности" тоже есть пейзанские танцы с лентами, чинные и благонравные... однако наш народ даже на балетной сцене -- не пейзане, и невольно вспоминается русский бунт, бессмысленный и беспощадный. Я даже представила, как можно поставить балет по Достоевскому, передать надрывы его героев. Ярмарка ведет куда-то туда.
Впечатлению помогает оформление -- по мне, совершенно гениальное. Тут все -- и ожившая картинка из любимой с детства книги, и пейзаж за окном, и глубины... как камня, так и человеческих душ. Не удержусь от личной ассоциации. Когда Хозяйка, появившись в черном, стала заманивать Северьяна, я злорадно подумала: "А это нефть -- тот единственный объект природы, который интересует чиновника. В погоне за нею он и погибнет":).
Думаю, через некоторое время я пойду на "Каменный цветок" снова, и не исключаю, что впечатления будут совсем иные. А сейчас остался легкий налет разочарования -- наверное, из-за восторга из-за других балетов Григоровича.

балет, Осмолкина, Терешкина, Каменный цветок

Previous post Next post
Up