Канун Шабос главы «Шмойс»
18 тейвеса 5775 года / 9 января 2015 г.
Один из выпускников одесской школы «Хабад», а ныне студент университета, в свободное от учебы время играет в городской футбольной молодежной команде. Несколько дней назад, на праздновании своего очередного дня рождения, он решил, что теперь будет выходить на футбольное поле не только в кипе, но и в талесе! Узнав об этом замечательном решении, возвеличивающем Имя Всевышнего, я перед началом еженедельного урока Торы, который проходит по четвергам, в присутствии всех собравшихся с удовольствием вручил в подарок нашему футболисту новый шерстяной талес-котн.
Я слышал, что в Соединенных Штатах есть известный еврей-футболист, которого обожают миллионы болельщиков. Он очень религиозный человек. Каждый раз, забивая гол, он останавливается для краткой молитвы, которую придумал сам. Эта молитва названа его именем, и в США ее повторяют тысячи людей. Кроме того, каждый раз, когда он выигрывает, он воздевает руки к небу, как бы указывая на то, что победа свершилась благодаря Всевышнему и является исключительной заслугой Небесных сил. У игроков в американский футбол есть привычка делать под глазами полосы черного цвета, чтобы защитить глаза от слепящих лучей солнца. Воспользовавшись этим обычаем, этот игрок перед каждым матчем пишет под глазами ссылку на стих из Танаха. Сразу после игры все стремятся узнать, какие стихи он имеет в виду на этот раз.
Можно считать чудом то, что этот игрок, благодаря гордости и открытой демонстрации своей приверженности к вере отцов, настолько известен и почитаем. И нет сомнений в том, что его пример вдохновляет многих молодых людей всех вероисповеданий гордиться своей религией и не стыдиться предстать перед публикой в образе, подчеркивающем их веру.
Я уверен, что и наш одесский футболист тоже станет очень успешным игроком, и что многие захотят подражать ему и будут открыто гордиться своей религией.
* * *
Рассказывают, что рабби Исроэль Баал-Шем-Тов однажды нанял нееврея, чтобы добраться на его телеге в одно местечко. В то время в Польше на каждом перекрестке стояли кресты, и у местных жителей было принято останавливаться там, чтобы помолиться. Извозчик же, который вез Баал-Шем-Това, ехал быстро, без остановок. Когда они не остановились и у десятого креста, рабби Исроэль сказал извозчику, что решил вернуться обратно. Тот удивился, но повернул лошадей. Когда они добрались до города, Баал-Шем-Тов сказал, что отказывается от его услуг, потому что он ни разу не остановился для молитвы. Извозчик спросил: «Ведь ты еврей, почему же тебя волнует, как я отношусь к своей религии?» Ответил Баал-Шем-Тов: «Если ты не осознаешь свой религиозный долг, то что остановит тебя от того, чтобы убить меня по дороге?!»
Знакомясь с историей прозелитов, особенно самых известных и талантливых из примкнувших к народу Израиля, мы обнаружим интересный факт. Все они не были абсолютно чужды веры, и нельзя сказать, что им не было знакомо понятие Б‑га. Наоборот, именно эти люди были очень набожны и привержены своей религии. Прежде чем они обратились в нашу веру, они постоянно искали истину и, в конечном итоге, пришли к иудаизму. Эти люди отнюдь не были, не дай Б‑г, атеистами, они не были безразличны к религии, они верили в существование Творца и находились в состоянии духовного поиска истинной правды, и через углубленные поиски в своей религии они пришли к вере в Единого Б‑га.
Это подтверждает история одного из первых и наиболее известных геров - тестя Моше Исро. В Талмуде (трактат «Сота», 11а) приводится рассказ о том, что происходило на совете у фараона, который предшествовал его решению «исхитриться против народа Израиля» (Шмойс, 1: 10). Фараон призвал трех мудрецов - Билама, Иова и Исро, чтобы они подсказали ему, как разрешить «еврейский вопрос» раз и навсегда. Билам, который дал совет уничтожить евреев, погиб сам. Иов промолчал, не подозревая, что за это он будет подвергнут страшным страданиям. Исро, как сообщает Талмуд, не хотел евреям зла, чем навлек на себя гнев фараона. Чтобы спасти собственную жизнь, он был вынужден бежать из дворца фараона в Мидьян. Своим заступничеством и добрым отношением к евреям он заслужил великих потомков.
Тора рассказывает, что Исро - «жрец Мидьяна» - пытался познать всех идолов, которым поклонялись язычники, изучил все религии, существовавшие в то время в мире, и, в конце концов, пришел к выводу, что иудаизм - это истинная вера. Он заявил: «Ныне познал я, что велик Г‑сподь превыше всех божеств» (Шмойс, 18: 11). Именно такой человек, как Исро, приверженец другой религии, в конечном счете, превращается в праведного иудея.
В Талмуде есть история перехода в иудаизм еще одной прозелитки, которая вместе со своими сыновьями присоединила к еврейскому народу целую страну. Это произошло две тысячи лет назад в одном небольшом царстве на севере Ирака, которое называлось Адиабена. В один прекрасный день еврейский купец, приехавший туда по своим коммерческим делам, встретился с царицей Гелени (Еленой) и увлек ее рассказами о Земле Израиля, еврейском Храме и религии. Царица и ее сыновья приняли иудаизм, после чего около двух веков он оставался основной религией этого государства. Совершив паломничество в Иерусалим, царица Гелени спасла жителей Иудеи от голода, велев отправить караваны за зерном в Египет и корабли за финиками на Кипр. Если бы не она, разоренная засухой страна осталась бы без большей части своего населения.
Подаренный царицей Храму огромный золотой светильник, укрепленный над Святая святых, был в те времена одной из главных достопримечательностей Иерусалима. Его блеск в лучах восходящего солнца, видный из любой части города, служил сигналом к началу утренней молитвы. В праздник Суккос по приказу царицы строили самую большую сукку в Иерусалиме, и вся иерусалимская знать приходила к ней в гости с пожеланиями счастливого праздника («Тосефта», трактат «Сукка», 1: 1). Кроме того, царица возвела в Иерусалиме множество прекрасных зданий. А ее сын, по утверждению историков, истратил на помощь Иудее и подношения Храму все огромное состояние, накопленное его царственными предками.
«Во всех путях твоих познавай Его» (Мишлей, 3: 6) - этот стих наилучшим образом отражает новизну хасидизма. Это значит, что все, что хасид делает, должно быть направлено на служение Всевышнему. Очевидно, что когда еврей исполняет заповедь или творит молитву, он устанавливает связь с Б‑гом. Однако хасидизм утверждает, что все, что делает еврей, даже то, что необходимо исключительно для его физического существования, - еда, питье и удовлетворение других жизненных потребностей человеческого организма - должно быть видами служения Творцу. И достигается это не только соблюдением кашрута или устрожением исполнения той или иной заповеди, а прежде всего осознанием, что еврей живет ради служения Всевышнему.
Еврей, который служит Б‑гу, исполняя мицвойс, - это обычное, привычное всем явление. А футболист, выходящий на поле с кипой на голове и в талесе в США или в Одессе, - это новая форма служения Творцу, демонстрирующая гордость за свое еврейство и осознание, что каждый наш успех приходит от Б‑га. «Во всех путях твоих познавай Его» и «пусть все деяния твои будут во имя Небес» («Пиркей овойс», 2: 12).
Загрузить газету в формате PDF вы можете
здесь (856 КБ).