Канун Шабос главы «Вайехи»
11 тейвеса 5775 года / 2 января 2015 г.
Как и каждый год, нынешняя Ханука в одесской еврейской общине осветила мир фейерверком праздничных мероприятий. Зажглись ханукальные огни и отразились радостным блеском в глазах детей на утренниках в еврейских детских садах, младших классах еврейских школ, в детских домах для мальчиков и для девочек. Весело отметили праздник на своих вечеринках ученики старших классов, студенты еврейского университета, израильтяне, обучающиеся в вузах Одессы, учителя, воспитатели, работники и сотрудники общинных центров и учреждений.
Очевидно, что я не мог присутствовать на всех мероприятиях, тем более что некоторые из них проходили в одно и то же время в разных учреждениях, удаленных друг от друга на карте города. Однако в школьном празднике Хануки я участие принимал. Мне было очень приятно следить за выступлением детей, которые рассказывали историю праздника своими словами в ходе самодеятельного спектакля. Действие пьесы начиналось с исчезновения из Одессы ханукии, которую затем искали по всему миру, виртуально переезжая из Бразилии в Африку, затем в Италию, а оттуда - в Израиль и обратно в Одессу. Дети пели, танцевали, шутили и смеялись, создавая счастливую и радостную атмосферу праздника.
Особенно теплые чувства я испытал, наблюдая за родителями, бабушками и дедушками, которые пришли на праздник вместе со своими детьми и внуками. Они смотрели на свое потомство, появляющееся на сцене, со слезами радости на глазах, хлопая в ладоши и к месту, и не к месту, тем самым поощряя малышей, придавая им уверенности в себе, столь важной для исполнения порученной им роли.
И был на этом празднике один особый момент, который длился около минуты - столь незначительный по времени, но столь важный для жизни… Это случилось, когда все уже закончилось, в зале выключили освещение, большинство участников и гостей оделись и разошлись по домам. Я стоял со своей семьей на выходе, помогая жене надеть на младших детей пальто, перчатки, шапки и шарфы. Ко мне подошла одна бабушка и попросила: «Ребе, помогите нам, пожалуйста». В тот момент я подумал, что она просит помочь ей надеть пальто ее внуку, который стоял рядом, и удивился, так как считал ее вполне здоровой, не нуждающейся в помощи бабушкой. Я был знаком с этой семьей много лет, проводил хупу для нее и ее мужа, а потом ее сына с невесткой и дочери с зятем, участвовал в церемонии обрезания ее внука. И действительно, когда я оглянулся, то увидел, что она стоит в окружении всей своей большой семьи, причем все они были уже в пальто, и, казалось, никто не нуждался в физической помощи. Я спросил: «Что случилось? Какая помощь вам нужна?» Она ответила с улыбкой на устах: «Моя внучка не хочет брать у меня хануке-гелт (деньги, которые принято дарить детям на Хануку). Она утверждает, что, так как мы живем на пенсию, она не имеет морального права брать у нас деньги в столь трудные времена…»
Конечно, совсем не просто описать те чувства и мысли, которые наполнили меня в тот момент! С одной стороны, я восхищался величием души внучки и ее благородством. С другой - сочувствовал бабушке и дедушке, которые, соблюдая еврейские обычаи, пытаются выполнить свои обязательства перед внуками в полном объеме. Меня обрадовало обращение бабушки к раввину за помощью в столь хорошем деле, и вызвала уважение настойчивость внучки, стоящей, молча, с опущенной головой, но всем своим видом выражающей слово «нет». Я вовсе не хотел убеждать ее изменить свое решение, но, тем не менее, чувствовал необходимость помочь бабушке и дедушке исполнить обычай праздника. А со стороны за нами наблюдали родители девочки и ее дядя, и все видели и понимали красоту и некоторую щепетильность момента… И тогда я понял, что на самом деле не имеет значения, каков будет итог этой дискуссии, и стал мысленно молить Всевышнего о счастье увидеть еще много столь воодушевляющих и радостных событий в жизни нашей еврейской общины!
* * *
В сегодняшней недельной главе «Вайехи» рассказывается о том, что Яаков разговаривает со своими внуками, Менаше и Эфраимом, и благословляет их. Интересно, что до сих пор ничего о взаимоотношениях между дедом и внуками мы не встречали в Торе. Нам ничего не известно о том, как относился Авраѓам к своему внуку Яакову, или Ицхок к своим внукам, которых у него были десятки (если считать еще и потомство второго сына - Эйсава). Естественно предположить, что они общались между собой, однако в Торе нет об этом ни одного упоминания. Ни слова о том, что между ними велись задушевные разговоры или воспитательные беседы на моральные темы, что дедушка учил внуков чему-нибудь, занимался с ними, дарил подарки.
Яаков говорит Йосефу: «Увидеть лицо твое не помышлял я, но вот дал видеть мне Б‑г также и потомство твое» (Брейшис, 48: 11). Затем он возложил руки на головы внуков и благословил их: «Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков! И наречется в них имя мое и имя моих отцов, Авраѓама и Ицхока! И подобно рыбам умножатся среди народов земли! Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих» (Брейшис, 48: 16).
А кроме этого благословения, Яаков делает важное заявление: «И ныне, два твоих сына, рожденных… до моего прихода к тебе в Египет, мои они: Эфраим и Менаше, как Реувен и Шимон, будут моими». Яаков не только благословил их, но и провозгласил, что для него внуки так же близки и дороги, как собственные дети. Отсюда выводится правило: «Сыновья моих сыновей, как мои сыновья» (Талмуд, трактат «Йевомойс», 62б), которое означает, что отношение деда к внукам должно быть таким же, как и к сыновьям. (Интересно, кстати, что Яаков не был первым, кто так считал. Его тесть Лаван, догнав зятя и попеняв ему на то, что он бежал в Харан без разрешения, заявил: «Дочери - мои дочери, а дети - мои дети».)
В чем же состоят обязанности деда по отношению к внукам? Мы уже хорошо знаем, как каждый родитель должен воспитывать своих детей. Талмуд (трактат «Кидушин», 29а) перечисляет обязанности родителей по отношению к своим детям. Отец должен сделать своему сыну обрезание, как Авраѓам обрезал сына своего Ицхока. Кроме того, в случае, если первым рождается мальчик, отец также должен позаботиться об исполнении заповеди выкупа первенца, то есть, заплатить пять шекелей коѓену и выкупить своего старшего сына. Отец обязан научить сына Торе, женить его, дать ему профессию и научить его плавать…
А в чем заключаются обязанности бабушки и дедушки по отношению к своим внукам? Кроме, естественно, дарения хануке-гелт и шалахмонес на Пурим, помощи в присмотре за внуками, когда родители заняты на работе, подарков на праздники и дни рождения, сладостей и субботних трапез и всего остального, что совершенно очевидно в отношениях между близкими родственниками. Суть вопроса в том, к чему обязывает их Тора?
Талмуд рассказывает, что однажды рабби Хия увидел, как рабби Йеѓошуа бен Леви бежал по улице с какой-то тряпкой на голове, спеша отвести своего внука в школу (хотя обычно он одевался очень аккуратно и носил головной убор, более соответствующий его статусу). Рабби Хия поинтересовался причиной столь необычного поведения: «Что случилось? Куда ты так спешишь?!» Ответил рабби Йеѓошуа, что в священных книгах написано «И поведай это сынам твоим и сынам твоих сыновей… В день, когда ты стоял пред Г‑сподом, Б‑гом твоим, при Хореве» (Дворим, 4: 9-10) Из этих слов становится понятно, что каждый дед, который учит внука Торе, поднимает его до духовного уровня Синайского откровения, как бы поднимается вместе с ним на гору Синай, чтобы получить Тору от Самого Всевышнего.
Талмуд завершает эту историю упоминанием о том, что с того дня рабби Хия, под впечатлением слов рабби Йеѓошуа бен Леви, не садился завтракать, пока не отводил своего внука в школу…
Познакомившись с этой историей, можно прийти к заключению, что дед не обязан платить за обрезание своего внука, учить его плавать или женить. Но у деда есть единственная обязанность - он должен обучить своего внука Торе, дать ему еврейское воспитание или позаботиться о том, чтобы внук учился там, где есть мудрые учителя, способные научить ребенка Торе, и заплатить за его обучение.
Все, о чем говорилось выше, касается внуков, а как же обстоит дело с правнуками? Возложена ли на нас ответственность за их судьбу? Придет ли день, когда мы можем сказать, что достаточно сделали для своих потомков, и теперь более молодое поколение должно взять на себя ответственность за своих детей и внуков?
Интересно, что если в начале нашей недельной главы речь идет о внуках Яакова, то в конце, перед завершением Книги Брейшис, мы в первый раз читаем и о правнуках. Тора говорит о правнуках Йосефа: «И увидел Йосеф от Эфраима сынов третьего поколения, также сыны Махира, сына Менаше, родились на коленях Йосефа» (Брейшис, 50: 23). Этот стих подтверждает, что Йосеф удостоился благословенного счастья, которого хотел бы для себя каждый дедушка - понянчить своих правнуков.
Почему же Тора описывает это словами «родились на коленях»? Разве Йосеф принимал роды? «Таргум Йонатана бен Узиэля» поясняет: это означает, что Йосеф был сандаком на обрезании своих правнуков (ведь именно сандак держит ребенка на коленях во время исполнения этого обряда). Раши же говорит в комментарии на этот стих: «Он растил их, воспитывал на своих коленях». Любавичский Ребе, соглашаясь с комментарием Раши, приводит нас к новому пониманию смысла этого стиха: прадед, алтер зейде, тоже обязан учить своих правнуков Торе! Следовательно, долг каждого еврея, пока он дышит, - заботиться о еврейском образовании для своих потомков. Еврей обязан оплатить обучение для них и, таким образом, гарантировать, что они будут получать еврейское образование всегда.
Если обучение Торе внука сравнивается с Синайским откровением, то изучение Торы правнуком, тем более символизирует ее передачу из поколения в поколение. Я желаю всем нам, чтобы настал счастливый день, когда мы будем платить за обучение своих правнуков, и я не сомневаюсь, что мы будем делать это с превеликим удовольствием.
Загрузить газету в формате PDF вы можете
здесь (840 КБ).