Канун Шабос главы «Ки совой»
17 элула 5770 года / 27 августа 2010 г.
Гиюр (переход в еврейство) - весьма популярная тема, которая вызывает у всех большой интерес. Кто такой гер? Какой гиюр считается кошерным? Эти и многие другие вопросы, связанные с присоединением к еврейскому народу, постоянно обсуждались на протяжении тысячелетий. И сегодня, как и в предшествующие периоды нашей истории, данная «горячая» тема поднимается снова и снова, как в Израиле, так и за его пределами. Надеюсь, что придет день и, с Б-жьей помощью, я напишу на эту тему более подробно. Но сегодня я хочу рассказать вам о недавно увиденном мною видеосюжете, в котором раввин Лейбл Вольф из Австралии рассказывает о своей встрече с Ребе.
Раввин Лейбл Вольф работал с еврейскими студентами Университета штата Висконсин. Вот что он рассказал о своем первом йехидусе (личной аудиенции) у Ребе, которая состоялась в 1971 году:
- В начале аудиенции я передал Ребе записку с вопросом о гиюре. Дело в том, что в этот период многие студенты находились в поисках духовности и смысла жизни после чтения книг и прослушивания лекций, раздирающих их во всех направлениях. В результате многие из них обращались ко мне с просьбой о гиюре. И я спросил у Ребе, какую политику я должен проводить в отношении студентов, которые хотят принять иудаизм.
Ребе прочитал этот вопрос и ответил следующим образом: «Если студент обратится к вам относительно принятия иудаизма, сначала попросите его, чтобы он встретился с духовным лицом, представляющим ту традицию, в которой он вырос, так чтобы была возможность получше разобраться и узнать, что она собой представляет. Если этот студент все же продолжает настаивать на своем, то позаботьтесь, чтобы он попал в руки того, кто может учить его настоящим образом. Должен быть период времени для учебы, где бы каждый раз подчеркивались сложности традиционного еврейского образа жизни: изменения привычек в питании, в поведении в Субботу и вообще необходимости изменения всего образа жизни. Так, чтобы они очень хорошо понимали, во что они вовлекаются. На этом этапе многие из них решат, что это не для них. Если же студент будет настаивать на своем, тогда позаботьтесь, чтобы им занимались компетентные раввины, которые могли бы тогда довести его до состояния, когда бы он мог приступить к процессу принятия иудаизма. И потом вам следует знать, что то, что случилось, не было обращением. В иудаизме, в отличие от других религий, вообще не существует понятия «обращение». Ведь никакой перемены в сущности этого человека не произошло…»
Ребе пояснил: «В святом языке при употреблении двух слов с противоположным значением всегда используются слова с разными корнями, например эвед шеништахрер («освободившийся раб») или они шенисошер («разбогатевший бедняк»). В случае с гиюром применяются однокоренные слова: гер шенисгаер. И это не, конечно, случайно - в Торе каждое слово, каждая буква имеют свой особый смысл. Значение подобного словоупотребления состоит в следующем: когда принятие иудаизма происходит согласно Ѓалохе, вы должны знать, что это была душа, которая всегда была еврейской! Ничего не было «обращено», ничего не изменилось. По причинам, лучше всего известным Всевышнему, эта душа сошла в этот мир при данных обстоятельствах, рожденной у нееврейской матери, и это миссия и испытание данной души. И поскольку душа содержит в себе еврейскую искру и ищет еврейство, то после принятия иудаизма мы узнаем и осознаем, что это всегда была еврейская душа». Поэтому, добавил Ребе, Тора заповедовала нам оказывать уважение принявшему иудаизм в значительно большей степени, чем родившемуся евреем, потому что эта душа прошла через куда более тяжелые испытания и выдержала их.
Ребе подчеркнул, что я должен передать студента в руки ортодоксального раввина, так как только лишь в случае принятия иудаизма согласно Ѓалохе мы будем знать, что эта душа на самом деле еврейская. Это единственный внешний механизм, доступный нам, смертным, чтобы быть в состоянии понять нечто духовное по своей природе - является ли душа еврейской или нет. А если принятие иудаизма прошло некошерно, то мы никогда этого не узнаем…
Несколько иное объяснение этого я слышал когда-то от раввина Шлезингера, председателя раввинатского суда Женевы. Во время своего пребывания в Одессе раввин Шлезингер сказал, что выражение гер шенисгаер (принявший иудаизм) восходит к тому времени, когда Б-г предлагал разным народам принять Тору. Все спрашивали, что это такое. Когда Он рассказал о заповедях, они - в большинстве своем - отказались принять на себя ярмо Небес. Однако ясно, что были в каждом народе отдельные люди, которые хотели принять Тору. И души этих людей в каждом поколении воплощаются в геров. К сожалению, в среде еврейского народа на протяжении поколений были и те, кто отошел от иудаизма и перешел в другую религию. Они - души тех евреев, которые не хотели получить Тору на горе Синай (большинство сынов Израиля хотели, чтобы Б-г дал нам Тору, но были и те, кто не хотел).
Существует ответ Рамбама на письмо рабби Овадии ѓаГера из Багдада. Он спрашивал Рамбама, следует ли ему говорить в молитвах: «Б-г наш и Б-г отцов наших»? Он ведь гер, и его отец не был евреем! Может ли он, произнося благословение на зажигание ханукальных свечей, сказать: «…сотворивший чудеса для наших отцов»? - ведь его предки не имели никакого отношения к чуду Хануки.
(Между прочим, подобные вопросы может задать и каждый еврей, которого, к примеру, вызывают к Торе. В благословении сказано: «…Который избрал нас из всех народов». Но разве Он избрал нас? Это наши предки были у подножия горы Синай, когда Всевышний избрал народ Израиля. Точно так же непонятно, уместно ли нам говорить: «…Который вывел нас из земли Египетской». Разве мы вышли из Египта? И так далее, и так далее.)
Вопрос рабби Овадии, гера из Багдада, не является новым. В нашей сегодняшней недельной главе «Ки совой» мы читаем о заповеди бикурим. Каждый еврей после созревания урожая, должен принести первые его плоды коѓену в Иерусалим. Он приходит и говорит молитву, которая начинается словами: «Говорю я сегодня Г-споду, Б-гу твоему, что пришел я в страну, которую поклялся Г-сподь отцам нашим дать нам» (Дворим, 26: 3). И снова встает вопрос: что говорить геру, когда он приносит первые плоды своего урожая? Он тоже может сказать «нашим отцам»? Мишна (трактат «Бикурим», 1: 4), говорит, что гер приносит, но не читает молитву, так как он не может сказать «поклялся Г-сподь отцам нашим дать нам». Когда гер молится, он про себя говорит: «Г-сподь отцов Израиля».
Рабби Меир, который сам происходил из семьи геров (он был потомком императора Нерона - Талмуд, трактат «Гитин», 56а) говорит, что гер не может сказать «нашим отцам», потому что это ложь. Когда человек во время молитвы говорит со Всевышним - не дай Б-г ему сказать неправду! Поэтому Рабби Меир говорит, что гер приносит бикурим, но не говорит эту молитву. В своих же ежедневных молитвах он тоже должен говорить: «Г-сподь отцов Израиля».
Но на самом деле и для каждого еврея возникает некоторая проблема с этой молитвой. В том же стихе из недельной главы сказано: «Пришел я в страну…» Кто пришел?! Те, кто приносил бикурим в Первом Храме, уже несколько столетий жили в Земле Израиля! Они ниоткуда никуда не пришли, они там родились. Разве произнесенные слова не будут выглядеть ложью?! И далее в молитве говорится: «И привел нас на это место и дал нам эту землю». И снова тот же вопрос: почему сказано «нас», «нам»? Ведь все перечисленное происходило только с предками тех, кто приносил бикурим!
Ответ на эти вопросы мы тоже находим в нашей сегодняшней недельной главе. За несколько дней до своей смерти Моше-рабейну говорит сынам Израиля: «Внемли и слушай, Израиль! В сей день стал ты народом!» (Дворим, 27: 9). Сразу возникает вопрос, что значит «в сей день»? Ведь евреи стали народом за 40 лет до этого, когда получили Тору. Почему же Моше говорит: «В сей день»? Раши объясняет: «Во всякий день да будет в глазах твоих, как если бы ты сегодня вступил с Ним в завет». Иными словами, еврей должен чувствовать все так, как будто сегодня он стоит у горы Синай. Именно об этом говорится в нашей недельной главе: «В сей день Г-сподь, Б-г твой, повелевает тебе исполнять эти законы». И снова тот же вопрос: «Каково значение слов «в сей день»? Раши продолжает свой комментарий: «Во всякий день заповеди должны быть новы в твоих глазах, как если бы заповедано было тебе в этот день».
То же самое и с заповедью бикурим. Принося их, еврей должен чувствовать, что сегодня он пришел на эту землю, и он говорит: «Я пришел» (подобно этому в Пасхальной Агаде сказано: «Каждый день человек должен видеть себя, как будто он вышел из Египта»).
Вообще, евреи должны чувствовать все, что произошло с еврейским народом, как будто это происходит с ними сейчас, в их собственной жизни. Он вышел из Египта! Он получил Тору! Он вошел в Землю обетованную! Почему это так важно? Мы часто в жизни видим, что человек, который сам создает какой-нибудь свой бизнес, всегда очень трепетно относится к своему созданию, заботится о нем, улучшает и совершенствует его. Почему? Потому, что он помнит тот день, когда всего этого у него не было. И, не дай Б-г, это может произойти снова. Так что он ни за что на свете не хочет потерять свое детище! Второе поколение уже не так заботится о сохранении дела своих родителей, так как они были рождены в бизнесе, но, по крайней мере, они до сих пор помнят о том, как много сил и времени вложил их отец в это дело и как он старался сохранять и развивать его. Однако третье поколение уже совсем не интересуется этим бизнесом. Для них это нечто само собой разумеющееся. Они не представляют себе мира без наследства своих предков (так что обычно именно третье поколение хоронит бизнес своих дедов).
Поэтому Тора говорит нам: «Сегодня!..» Мы должны чувствовать, что сегодня мы вышли из Египта, тогда мы со всей самоотверженностью будем защищать свою свободу! Ведь мы не принимаем ее как должное! Мы получили Тору сегодня и будем хранить ее как зеницу ока. Тогда мы не только сами будем изучать ее, но и позаботимся о том, чтобы наши близкие и друзья знали Тору. Потому что мы знаем, что, не дай Б-г, может быть и по-другому…
То же самое в отношении Земли Израиля. «Я пришел в эту страну». Почему мы так говорим? Потому что мы - лично! - пришли на эту землю! И когда мы это почувствуем, то уже по-особенному будем заботиться и сохранять нашу маленькую страну!
В иудаизме вообще популярен слоган «Сегодня!». Все случилось именно с нами! Это не историческое повествование о том, что было 3000 лет назад. Это то, что происходит с нами лично и сегодня.
Поэтому и гер обязан приносить бикурим и произносить молитву. Он является неотъемлемой частью еврейского народа. И в настоящее время он тоже выходит из Египта и каждый день заново получает вместе с нами Тору. Он входит с нами в Землю Израиля - каждый день! Поэтому еврейский закон утверждает, что гер произносит те же слова, что и любой еврей: «…Который избрал нас» и так далее. Ведь еврейство - это не прошлое, которое помнят! Это то, что происходит с нами каждый день, мы переживаем это сейчас! И в этом геры и евреи равны, все испытывают одно и то же…
Еще одно маленькое, но очень важное замечание по поводу того, как важно чувствовать, что все еврейское происходит с нами и сегодня. Талмуд рассказывает, что рабби Йеѓошуа бен Леви как-то спросил Мошиаха: «Когда ты придешь?» - «Сегодня!» - последовал ответ. Любавичский Ребе на фарбренгене в праздник Симхос-Тойре 5750 года объясняет, что еврей должен чувствовать каждый день, как будто Мошиах приходит именно в этот день. Зная это, он будет ожидать Мошиаха совершенно по-другому и вести себя совершенно иначе.
Загрузить газету целиком в формате PDF вы можете
здесь (1,1 МБ).