Канун Шабос главы «Хукас»
6 тамуза 5777 года / 30 июня 2017 г.
В прошлый Шабос тысячи хасидов собрались на оѓеле Любавичского Ребе в Нью-Йорке, вместе молились, учились, участвовали в фарбренгенах… Это была Суббота перед йорцайтом Ребе. И хотя прошло много лет со дня ѓисталкуса (ухода из этого мира) Ребе в 5754 (1994) году, так что ощущение сиротства должно было охватить их всех (тем более что значительная часть хасидов состояла из молодых людей, которые не удостоились увидеть Ребе своими глазами), все испытывали абсолютно иные чувства. То, что было сказано на фарбренгенах, и главное - то, что не было сказано, общая атмосфера выражали естественное признание того, что Ребе с нами в этом физическом мире, находится среди нас, наблюдает, что происходит с каждым, и благословляет всех.
* * *
В нашей сегодняшней недельной главе «Хукас» рассказывается о том, как ушли из этого мира пророчица Мирьям и первосвященник Аѓарон. Сначала Тора говорит: «И пришли сыны Израиля, вся община, в пустыню Цин в первом месяце, и остановился народ в Кадеш. И умерла там Мирьям, и погребена была там» (Бамидбор, 20: 1). А позже рассказывается: «И сказал Г‑сподь Моше и Аѓарону на горе Ѓор, на рубеже земли Эдома, так: «Приобщится Аѓарон к народу своему… Возьми Аѓарона и Элазара, сына его, и возведи их на гору Ѓор…» И сделал Моше, как повелел Г‑сподь… и умер Аѓарон там, на вершине горы» (Бамидбор, 20: 23-29).
После смерти Мирьям и Аѓарона народ Израиля лишился подарков, которые были даны ему в их заслугу. Когда Мирьям умерла, Тора говорит: «И не было воды для общины, и собрались они против Моше и против Аѓарона» (Бамидбор, 20: 2). А когда умер Аѓарон, «услышал кенаани, царь Арада, обитавший на юге, что идет Израиль дорогою соглядатаев» (Бамидбор, 21: 1), и вышел на войну с ним. Откуда он нашел в себе мужество воевать с народом Израиля? Раши пишет в своем комментарии на этот стих: «Услышал, что умер Аѓарон, и что отошли облака славы». Об этом упоминается и в другом месте Торы: «И Аѓарону было сто двадцать три года, когда он умер на горе Ѓор. И услышал кенаани, царь Арада… о подходе сынов Израиля» (Бамидбор, 33: 39, 40). И Раши повторяет свое объяснение: «Имеет целью учить тебя, что услышали о смерти Аѓарона, ибо отошли облака славы, защищавшие сынов Израиля, и враг решил, что теперь можно сразиться с Израилем».
Если мы сравним события, произошедшие после смерти Мирьям и после смерти Аѓарона, то обнаружим различие, которое вызывает некоторое недоумение. Когда Мирьям умерла, и исчез колодец, питающий водой общину, сыны Израиля сразу же начали жаловаться: «И зачем вы вывели нас из Египта? Чтобы привести нас на это место дурное? Это не место посевов и инжира, и винограда, и гранатовых яблок; и воды нет для питья!» (Бамидбор, 20: 5). А когда умер Аѓарон и исчезли облака славы, не было ни крика, ни каких-либо жалоб, все прошло в полной тишине.
Когда народ Израиля пожаловался на нехватку воды после смерти Мирьям, Б‑г наставляет Моше-рабейну: «Возьми посох и собери общину, ты и Аѓарон, брат твой, и говорите скале на глазах у них, и даст она воды свои… и напоишь ты общину и их скот» (Бамидбор, 20: 8). И Моше вернул народу воду. В то же время о том, вернулись ли облака славы после смерти Аѓарона и когда это произошло, нет упоминания в Торе. А ведь роль облаков была очень важна для жизни общины, ибо они указывали, куда Всевышний хочет направить путь избранного народа, и защищали его от врагов. Почему же евреи не жалуются на их исчезновение?
Проанализировав мидраши и комментарии Раши, мы замечаем, что в одних отрывках Торы говорится о просто «облаках», а в других - об «облаках славы». Разница между ними заключается в их предназначении. Единственная цель «облаков славы» - «уважение, слава», достоинство народа Израиля, получившего Тору на горе Синай и заключившего союз с Б‑гом. А роль просто «облаков» - защита. Как отмечает Раши в своем комментарии на стих «И облако Г‑сподне над ними днем…» (Бамидбор, 10: 34): «Говорится о семи облаках при переходах сынов Израиля: четыре облака с четырех сторон, одно сверху и одно снизу, и одно пред ними, которое сглаживало возвышенности и овраги, встречавшиеся на их пути, и умерщвляло змей и скорпионов». Они также защищали народ Израиля от жары, палящего солнца пустыни, дождя, а во время войны, как уже упоминалось выше, - от врага. И хотя эти действия добавляли достоинства сынам Израиля, это не было их главной задачей. Основными функциями этих облаков были защита и помощь народу Израиля во время его пребывания в пустыне. Что же касается «облаков славы», то их предназначение состояло исключительно в том, чтобы добавлять достоинство Израилю.
Когда Аѓарон умер, по словам Раши, «исчезли облака славы», целью которых было «достоинство». Но «обычные» облака, обеспечивающие евреев защитой и помощью, остались. Поэтому, после исчезновения «облаков славы», не имеющих прямого влияния на повседневную жизнь, народ Израиля не пришел с жалобами и не поднимал бунт. Жизнь продолжалась в своем нормальном режиме. Они были защищены и беспрепятственно удовлетворяли все свои потребности. Поэтому «облака славы» не возвращаются после смерти Аѓарона. Они исчезли и больше не вернулись.
Вот почему вода была возвращена сынам Израиля после смерти Мирьям в заслугу Моше-рабейну, но «облака славы» не вернулись. Аѓарон и Мирьям были великими праведниками, и только благодаря их личным заслугам сыны Израиля получили воду и «облака славы». В отличие от этого, Моше-рабейну, будучи верным пастырем поколения, заботился о нуждах народа в соответствии с тем, в чем тот нуждался в то или иное время. То, что евреи получали благодаря Моше, приходило не ради его заслуг или индивидуальных качеств, а в силу необходимости. Из опасений за судьбу и жизнь своего поколения Моше ищет и получает то, что нужно народу прямо сейчас. Таким образом, то, что стало достоянием еврейского народа благодаря Аѓарону и Мирьям, было дано в их заслугу, было наградой за их добрые дела, а после их ухода из жизни, исчезло. Но Моше-рабейну предоставляет евреям то, что им необходимо в данный момент. Сыны Израиля нуждались в воде, которая была жизненно необходима в пустыне, и Моше позаботился о том, чтобы получить воду из скалы. В «облаках славы» такой нужды не было, они являлись лишь следствием заслуг Аѓарона, и после его смерти уже не оставалось оснований для того, чтобы облака сопровождали народ. И Моше ничего не предпринимает, чтобы их вернуть.
Моше, как верный пастырь, не может не заботиться о своем народе, поэтому его влияние и забота не прекращаются и после того, как он покидает этот мир. До тех пор, пока люди нуждаются в его помощи, он будет продолжать давать им все необходимое. «Не умер Моше. Как раньше стоял и служил, так и сейчас стоит и служит» (Талмуд, трактат «Сота», 13б). До тех пор, пока народу что-то нужно, Моше-рабейну обеспечивает это в той или иной форме.
В этом и заключается необыкновенное величие Моше как руководителя народа, присущее также главам еврейского народа во всех поколениях. А в нашем поколении после ухода Ребе 3 тамуза 5754 года, несмотря на то, что не видно его открытого прямого влияния, все равно «стадо не рассталось со своим пастырем». И действия, которые праведники предпринимали в жизни в этом мире, продолжаются. Поколение продолжает получать от них все необходимое, даже после их ухода из этого мира.
Загрузить газету в формате PDF вы можете
здесь (736 КБ).