Что главное в жизни праведника?

Jun 30, 2016 15:23


Канун Шабос главы «Шлах»
25 сивона 5776 года / 1 июля 2016 г.

Около недели отделяет нас от 3 тамуза, йорцайта Любавичского Ребе, когда множество сынов Израиля, и я в их числе, придут к его могиле в Нью-Йорке.

…Наша сегодняшняя недельная глава «Шлах» рассказывает о том, как, посылая разведчиков в Землю Израиля, Моше наставляет их: «Поднимайтесь здесь, в Негеве (на юге), и взойдите на гору» (Бамидбор, 13: 17). Раши в своем комментарии на этот стих объясняет, в чем причина того, что Моше считал нужным начать исследование земли Ханаана с Негева: «Юг был худшей частью земли Израиля (одним из значений слова негев является «местность безводная, засушливая»). Ибо так принято у негоциантов: вначале показывают худшее, а затем лучшее». И далее Раши уточняет: «Ведь в Земле Израиля нет почвы более каменистой, чем в Хевроне, поэтому он был избран местом для погребения» (комментарий на Бамидбор, 13: 22).

Когда разведчики пришли в Эрец-Исроэль, Калев бен Йефуне обнаружил, что его попутчики хотят смутить сердца своих соплеменников, чтобы те не захотели вступать в Землю обетованную. И тогда он сам отправился в Хеврон, пошел в пещеру Махпела помолиться на могилах праотцев, набраться духовных сил, чтобы «устоять и не участвовать в дурном замысле спутников» (Раши, комментарий на Бамидбор, 13: 22). Калев хотел с честью выполнить миссию, возложенную на него Моше, которому был беззаветно предан. Он оставляет своих собратьев и, подвергая себя смертельной опасности, в одиночку идет в Хеврон. несмотря на то, что никто даже не мог подсказать ему дорогу к пещере Махпела, и все местные жители желали ему смерти.

Вернувшись в пустыню Паран, к Моше, Аѓарону и всей общине, разведчики «разнесли худую молву о земле, которую высмотрели». Народ поднял плач, Моше и Аѓарон пали на землю, чтобы помолиться. И только Калев взывал: «Взойдем же, взойдем и овладеем ею, ибо в силах мы одолеть ее!» (Бамидбор, 13: 30). Он самоотверженно выступил против мнения остальных разведчиков, рискуя своей жизнью во второй раз за 40 дней. И Всевышний вознаградил его за это, говоря: «Но раба Моего, Калева, за то, что дух иной был при нем, и он исполнился воли следовать за Мною, его приведу Я на землю, куда он ходил, и его потомство овладеет ею» (Бамидбор, 14: 24). Об этом же сказано: «Ему дам Я землю, на какую ступил, и его сынам, за то, что он исполнил долг следования за Г‑сподом» (Дворим, 1: 36).

Итак, за то, что Калев дважды проявил истинную самоотверженность, Всевышний дает ему в удел Хеврон, каменистую бесплодную землю, пригодную только для захоронения умерших… Возникает вопрос: разве это награда?! Таким ли должно быть вознаграждение за беззаветную преданность и самоотречение?


Одно из возможных объяснений заключается в следующем. Народ Израиля любил Моше-рабейну, руководителя своего поколения, который вывел их из Египта, от рабства к свободе, рассек море и потопил в нем врагов, принес Тору и учил ее с ними каждый день в течение сорока лет, в заслугу которого каждое утро падал ман. Моше послал им перепелов, когда они захотели мяса, и добыл воду из скалы. Под его руководством сыны Израиля построили Скинию, куда снизошло Б‑жественное откровение, благодаря Моше облака славы защищали их и давали им чистую одежду каждый день. Моше боролся за них против всех врагов. Он предоставил им духовные и материальные блага в изобилии. В свою очередь, евреи воздали ему благодарность своей любовью. Сыны Израиля считали, что без Моше они не смогут жить, настолько крепко были связаны с ним их сердца и души. Они полагали, что только он может заботиться о них, провести через пустыню и ввести в Землю Израиля. Он и никто другой! Если, не дай Б‑г, Моше не будет с ними, жизнь остановится, они не смогут сделать ни одного шага без него.

Но вдруг возник кризис в среде сынов Израиля, произошло падение духовного уровня, страх охватил их. Они услышали, как Эльдад и Мейдад пророчествовали в стане и сказали, что Моше умрет, и Йеѓошуа введет народ в Землю Израиля. Они услышали, что глава поколения, вызволивший их из Египта, заботившийся о их материальном и духовном благе, не перейдет с ними Иордан и не войдет с ними в Израиль… Они посчитали, что без Моше у них нет шансов завоевать Землю обетованную.

И через несколько дней с этим убеждением разведчики отправляются в дорогу. Естественно, что они смотрели на все, что видели в земле Ханаан, взглядом людей, заведомо уверенных в невозможности без Моше завоевать эту страну и создать для Всевышнего жилище в этом мире. Так что, выполняя возложенную на них миссию, разведчики собирали доказательства, подтверждающие их убеждения. На сороковой день они вернулись в стан общины Израиля и, подтвердив сначала, что земля эта прекрасна и плодородна («течет молоком и медом»), начали запугивать евреев. «Амолек обитает в Негеве, а хеттеи и йевусеи, и эмореи обитают на горе, а ханаанеи - у моря и на берегу Иордана», - сказали они своим собратьям. Разведчики упомянули Амолека первым, ибо знали, какой ужас внушает это имя народу. «Помните Амолека? - говорили они. - Кто мог воевать против него? Только Моше! «И было, когда поднятою держал Моше свою руку, одолевал Израиль, а когда опускал свою руку, одолевал Амолек» (Шмойс, 17: 11). Только Моше может противостоять Амолеку! И если он умрет, согласно пророчеству Эльдада и Мейдада, не войдет в Землю Израиля и не будет сражаться за нас, то у нас нет никаких шансов на успех! «Это земля, пожирающая своих обитателей, а весь народ, который мы видали на ней, люди великорослые» (Бамидбор, 13: 32). Невозможно создать жилище Всевышнему в этом мире, невозможно превратить Ханаан в Страну Израиля…

Противостоит мнению разведчиков Калев бен Йефуне, преданный последователь Моше-рабейну. Калев тоже любит Моше ничуть не меньше, чем остальные десять разведчиков. Его сердце разрывается от горя при мысли, что Моше умрет и не войдет со своим народом в Землю обетованную. Но Калев знает, что только физически Моше не будет с ними. Они не увидят его рядом в самые трудные моменты, когда начнется настоящая война за завоевание страны. Они не будут видеть, как Моше стоит с поднятыми руками, чтобы они могли победить в этой войне, как это было раньше. Однако Калев верит, что взаимосвязь с праведником продолжается и после того, как он покидает этот мир; его духовное присутствие ощущается даже гораздо больше, чем это было, когда он был жив. Даже после перехода в мир иной праведник не перестает беспокоиться о физических и духовных потребностей всех тех, кто был связан с ним при жизни, и после его смерти эта связь не нарушается.

«Дух (на иврите - руах) иной был при нем» (Бамидбор, 14: 24), и Калев знал, что «физический аспект существования - не основное в жизни праведника, главное для него - духовный его аспект: вера во Всевышнего, трепет пред Ним и любовь к Нему» («Тания», «Игрос койдеш», 27). Именно поэтому Калев идет в Хеврон, чтобы пасть ниц на могилы праотцев и почерпнуть силы для противостояния разведчикам. Он уверен, что даже когда Всевышний заберет Себе душу Моше, руководитель поколения будет придавать духовные силы всем своим последователям, которые смогут с помощью этих сил продолжать работу Моше и покорять мир (подобно этому, на похоронах Ребе 3 тамуза 5754 года рав Шломо Кунин, главный посланник Ребе в Калифорнии, поклялся: «От имени всех посланников я обещаю, я клянусь: мы продолжим нашу миссию, мы будем поддерживать институты Ребе, расширять их и откроем новые…»).

Разведчики утверждали, что без Моше во главе народа невозможно завоевать Ханаан. Калев возразил им двойным утверждением: «Взойдем же, взойдем и овладеем ею, ибо в силах мы одолеть ее!» (Бамидбор, 13: 30). Первое «взойдем» относится к тому времени, когда Моше идет во главе евреев, а второе «взойдем» утверждает, что даже если физически Моше не будет со своим народом, его дух всегда будет в среде сынов Израиля.

Калев своими действиями и словами доказал, что он связан с внутренней духовной составляющей жизни праведников - с руах. И этим объясняется награда, которую дал ему Всевышний после вхождения в Эрец-Исроэль. Калев получил именно то, что искал, - Хеврон. Хотя с материальной точки зрения это бесплодная каменистая земля, но это место захоронения наших праотцев, место, из которого он черпал духовные силы. Это место, которое выражает больше, чем все остальное, продолжение духовной жизни праведника после его ухода из этого мира, неразрывную связь народа Израиля с его праотцами, с Землей Израиля, связь между духовностью и материальностью.

Друзья, все мы сейчас переживаем трудные времена. На протяжении более двадцати лет мы не видим предводителя нашего поколения - Любавичского Ребе. И вместо того, чтобы видеть «руки Моше», слышать от него слова Торы, мы приходим на оѓель и видим только могильный камень. Это сложная ситуация, которую очень трудно осознать. А кроме этого есть много проблем в разных уголках мира. В частности - в Украине, где мы продолжаем выполнять нашу миссию. Война пока не закончена, к сожалению, продолжают погибать невинные люди. Экономическое положение в стране очень тяжелое. Это приводит к тому, что многие члены общины сталкиваются с многочисленными трудностями. Кроме того, существуют и другие проблемы. Многие из вас просили меня упомянуть о них, когда я буду молиться на оѓеле Ребе. Ибо все мы знаем, что это место, в котором наиболее сильно ощущается наша связь, духовная и физическая, с Ребе - Моше-рабейну нашего поколения. Это место, где черпают духовные силы миллионы евреев. Поэтому, с Б‑жьей помощью, на следующей неделе, с заходом Субботы недельной главы «Койрах», накануне 3 тамуза, я вместе с сотнями тысяч евреев буду молиться на святом оѓеле за всех нас, нашу страну, наш город, его жителей, еврейскую общину и ее членов, свою семью и за себя самого. Я буду просить Ребе заступиться за нас пред Всевышним, чтобы Он послал нам все блага земные: здоровье, средства к существованию, благополучие в семье и успех во всех наших делах. И я не сомневаюсь, что так же, как до 3 тамуза 5754 года Ребе заботился о нас как отец о детях, просил и молился за нас, так и сегодня он заступается за своих последователей и всех, кто связан с ним. Мы со своей стороны должны позаботиться только об одном - поддерживать и укреплять нашу связь с Ребе, делать то, что он заповедал нам, и тогда мы можем быть уверены, что он сделает то, что сочтет благом для нас.

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (953 КБ).

sh'lach, Шлах

Previous post Next post
Up