Канун Шабос главы «Беѓаалойсхо»
18 сивона 5776 года / 24 июня 2016 г.
На прошлой неделе я получил смс-сообщение от очень богатого и уважаемого еврея из одного из городов Украины: «Ребе, я очень хочу приехать в Одессу, чтобы поговорить с вами по очень важному вопросу». Затем было добавлено: «Брейшис, глава 4, стихи 10, 13». Я поспешил открыть Книгу Брейшис, и, как я и думал, ссылка относилась к словам, которые Б‑г говорит Каину после того, как тот убил своего брата Ѓевеля: «Глас крови брата твоего взывает ко Мне - из земли». Второй стих - ответ Каина Б‑гу: «Столь велика моя вина, что не вынести?..»
Конечно, я сразу же ответил этому человеку, что он может приехать и поговорить со мной. Он прибыл в тот же день и с самого порога начал каяться: «Раввин попросил меня о помощи, я не понимаю, как я мог ему отказать… Вся община пострадала из-за моего неверного решения… Я не знаю, как я это сделал и как я могу замолить этот грех и исправить создавшееся положение!» Выяснилось, что раввин в его городе попросил его сделать кое-что для общины, и из-за его отказа было сорвано общинное мероприятие, последствия чего еще продолжают ощущаться. Несмотря на то, что он осознал свою ошибку и чувствовал необходимость ее исправить, он все же не мог решиться на то, чтобы обратиться к своему раввину и попросить у него прощения. Поэтому он решил приехать в Одессу, чтобы проконсультироваться и найти путь покаяния. Конечно, я объяснил ему, что прежде всего ему следует явиться к раввину в своем городе, чтобы извиниться за то, что произошло, и, думаю, вместе они найдут, как можно минимизировать негативные последствия его отказа. После того, как мой гость успокоился, выпил чашку чая и был способен воспринимать слова Торы, я открыл недельную главу «Беѓаалойсхо» и показал ему интересное высказывание Раши.
Начинается глава с описания порядка зажжения Храмового светильника - Меноры: «И говорил Г‑сподь Моше так: «Говори Аѓарону и скажи ему: «Когда возжигаешь лампады, то к лицу светильника будут светить семь лампад» (Бамидбор, 8: 2). Раши, цитируя «Мидраш Танхума», в своем комментарии объясняет причину, по которой это повеление появляется в начале главы «Беѓаалойсхо», сразу же после того, как в предыдущей главе «Носой» долго и подробно говорилось о дарах предводителей двенадцати колен, принесенных в день освящения Мишкана и жертвенника: «Когда Аѓарон увидел жертвы, доставленные предводителями для освящения, сердце его смутилось, потому что он не был с ними при этом - ни он, ни его колено. Сказал ему Святой, благословен Он: «Жизнью твоей клянусь! Твоя доля больше их доли, ведь ты возжигаешь и направляешь лампады».
Итак, последняя часть главы «Носой» описывает, как по повелению Творца все предводители колен день за днем приносили жертвы для освящения Скинии. Все, кроме колена Леви, к которому принадлежал Аѓарон. Когда первосвященник увидел это, «сердце его смутилось». Тогда Всевышний заверил Аѓарона в том, его доля (зажигать свечи Меноры) выше, чем их. Эта история поднимает несколько вопросов. Во-первых, почему Б‑г медлил с объявлением Аѓарону его удела и тем самым заставил его страдать? Если нам заповедано, что нельзя причинять страдания даже животным, что, по мнению Рамбама, является запретом Торы («Путеводитель растерянных», 3: 17), то тем более следовало бы избегать причинять боль человеку - особенно еврею и, в частности, первосвященнику. Всевышний мог бы сказать об этом Аѓарону раньше, и тогда тот не испытал бы душевной боли. Во-вторых, почему Аѓарон смутился? Разве он не знал о величии своей роли первосвященника, о том, что только он удостаивается чести посредством вступления в Святая святых один раз в год принести искупление для всех сынов Израиля? Неужели Аѓарон забыл, что только он является тем, кто совершает все жертвоприношения, включая и жертвы, которые принесли руководители двенадцати колен во время освящения жертвенника? Разве Аѓарон служил Всевышнему ради получения награды, из желания показать свое величие и достоинство или только для того, чтобы получить свой удел в грядущем мире? Может быть, его сердце смутилось потому, что его труд не был оценен по заслугам или он не мог похвастаться своими действиями? Но Аѓарон был беззаветно предан Творцу, все его дела были направлены на то, чтобы доставить радость Всевышнему. Неужели его душа смутилась только потому, что он не участвовал в освящении Мишкана?! Это может свидетельствовать, не дай Б‑г, о его гордыне, что он обеспокоен тем, что происходит что-то возвышенное, а он не принимает в этом участие…
Открытие любого нового учреждения принято праздновать с особым размахом и воодушевлением, выходящим за рамки повседневности. Когда люди въезжают в новую квартиру, устраивают новоселье, на котором гости дарят подарки хозяевам. Так и на освящении Мишкана были принесены многочисленные и разнообразные жертвы, некоторые из которых даже были уникальными - например, воскурение благовоний на внешнем жертвеннике, что не делалось во время ежедневного служения в Храме. Когда Аѓарон увидел, что освящают Мишкан и для этого нужен более высокий Б‑жественный свет, чем при ежедневном служении, то он, зная о величии первосвященника, как сказано: «И отделен был Аѓарон, чтобы освятить его самым святым» (Диврей ѓайомим II, 23: 13), не сомневался, что потребуется его участие. Но, узнав, что ни он, ни его колено не привлечены для освящения жертвенника, Аѓарон был уверен, что это связано с каким-то его недостатком или проступком. Поэтому смутилось его сердце, и он подумал: «Горе мне, из-за меня Всевышний не принимает колено Леви!» Аѓарон был уверен, что народ Израиля заслуживает, чтобы освящение жертвенника прошло на самом высоком духовном уровне, и это также было волей Творца, и следовательно без первосвященника никак не обойтись. И тот факт, что весь народ Израиля лишается этого из-за него, и больше того, все колено Леви, несмотря на свою духовную силу, также не может внести свой вклад в придание дополнительного Б‑жественного света при освящении жертвенника, потому что это его колено, - все это причиняло Аѓарону неимоверные душевные страдания.
Эти мысли, это чувство самоуничижения подвигли Аѓарона на совершение тшувы, что открыло для него новую еще большую глубину отношений с Б‑гом. Он встал на место, о котором говорится: «Там, где стоят раскаявшиеся, совершенные праведники не могут стоять» (Рамбам, «Законы раскаяния», 7: 4). Именно потому, что его сердце смутилось, именно в результате своего раскаяния Аѓарон достиг высокого духовного уровня раскаявшегося. И тогда Всевышний успокоил его, открыв, что уготовил ему еще бо́льшую честь: мицву устроения Меноры, через которую он возвысится. А его колено, левиты, тоже удостоится особого отличия. Именно душевное смятение привело к тому, что зажигание Меноры стало для Аѓарона уделом более значительным, чем у остальных колен, и возвело его в сан раскаявшегося, который выше даже духовного уровня праведника.
…Я закончил беседу с евреем, который пришел поговорить о путях раскаяния, указанием, обращенным как к нему, так и ко всем нам. Прежде всего, важно помнить, что интересы общины должны быть нашей главной и постоянной заботой. Мы должны стараться, чтобы все общественные дела всегда ставились нами в верхней части списка наших потребностей… И не дай Б‑г, чтобы из-за наших личных интересов был нанесен вред общественным делам. Наоборот, всегда делайте все, что можете, и даже больше для нужд общины, для развития и процветания синагог, еврейских школ, иешив, колелей, хедеров, детских домов. И если, не дай Б‑г, однажды мы совершим оплошность, вследствие которой еврейский мальчик или девочка не получат хорошее еврейское образование или еврейский сирота, живущий в детском пансионате, ляжет спать голодным, то мы должны чистосердечно покаяться и таким образом упрочить наши отношения с Всевышним, приняв решение, что подобное никогда не повторится.
Загрузить газету в формате PDF вы можете
здесь (1,04 МБ).