В интересах изучения начала самолетных времен
Южного Сахалина и Новосибирска (см. теги Новосибирск-Северный, Толмачево-истории и другие) решил посмотреть, как работала авиация во Владивостоке примерно в те же 1950-60-е. Благо, по ней есть хороший источник, пусть и не без ряда ошибок (ответственность - на авторах издания). Книга 2002 года выпущена в добрые времена "Владивосток Авиа" и представлена в конце поста, фото и даты - оттуда.
- 56 часов в путешествии до Москвы.
- Переход на военный аэродром Кневичи.
- Пассажирские рейсы Ми-4 на курорт.
И т.д.
Сентябрь 1947 - появляется информация о новом рейсе Владивосток - Хабаровск - Москва на Ил-12, "каждый третий день месяца". Аэродром во Владивостоке - Озерные Ключи (ОЗК). Его полоса имела длину 1100 метров.
15.05.1948 - открытие (видимо в летнем сезоне 1948 года) регулярного рейса Владивосток - Москва, Ил-12, 10 промежуточных посадок, включая Новосибирск. 54 часа в пути.
Октябрь 1954 - ОЗК стал принимать Ил-14. Пока же на плече Владивосток - Хабаровск основные рейсы выполняют хабаровские Ил-12.
1954 - начало базировки самолетов Ан-2 во Владивостоке.
Август 1955 - прибытие первого базового Ми-4 в ОЗК.
Февраль 1957 - первый базовый Ми-1 во Владивостоке.
Декабрь 1957 - принято решение об использовании базы ВВС Кневичи для регулярного приема гражданских Ту-104. Длина полосы 2500 метров. ОЗК исчерпал возможности для развития.
19.01.1958 - первый рейс Ту-104 во Владивосток из Москвы. КВС - Михайлов П.М. (возможно, у него где-то есть описание этого рейса, он писал много в СМИ и книги тоже). 21.01 самолет отбыл в Москву.
01. Времена оттепели.
15.02.1958 - начало регулярных полетов Ту-104 во Владивосток. Где-то тут решили удлинить полосу до 2800, т.к. пошли выкаты Тушек (как туда ранее садились базовые Ту-16, интересно). Сначала летали до Иркутска напрямую над Харбином (новосибирцы тоже
успели так полетать ), но довольно быстро трассу перенесли и стали делать промежуточную посадку в Хабаровске и уже оттуда в Иркутск - Омск - Москву или в Иркутск - Новосибирск.
16.05.1958 - на хабаровских Ил-14 начались регулярные рейсы из Владивостока в Южно-Сахалинск.
Конец мая 1958 - первый беспосадочный рейс Ту-114 Москва - Владивосток.
Август 1958 - начало базовой эксплуатации Ли-2 во Владивостоке. Выполняли пассажирские рейсы в течение 15 лет по 1973 год. По Приморскому краю и по региону до Благовещенска и Экимчана (где это...). Предполагаю, что их передали из Хабаровска после поступления в главный хаб Дальнего Востока Ил-14.
02. Ли-2 в Озерных Ключах. Виден аэродромный Студебеккер.
16.05.1959 - начало регулярных рейсов Ту-104 Владивосток - Хабаровск - Камчатка.
04.10.1959 - первая посадка Ил-18 во Владивостоке. Прибыл Хрущев после посещения Китая.
Январь 1960 - начало регулярных перевозок на Ил-14 по маршруту Иркутск - Чита - Магдагачи - Благовещенск - Хабаровск - Владивосток.
Май 1960 - начало эпизодических пассажирских полетов Ми-4 из ОЗК "на курорт Вангоу (Чистоводное)", с 1962 года - регулярные рейсы, линия работала как минимум по 1979 год (после Ми-4 там летал Ми-2).
Август 1960 - Ту-104 летает ежедневно в Москву, три раза в неделю в Новосибирск. Ли-2 обслуживают линию Владивосток - Хабаровск.
Февраль 1961 - во Владивостоке сдан в эксплуатацию аэровокзал на 200 пассажиров в час и КДП.
03. Тут же вроде аэровокзал и КДП в едином здании.
11.07.1961 - начало круглогодичных полетов Ту-104 на линии Владивосток - Одесса. (думаю, что с самого начала эти рейсы выполнялись Толмачевским авиаотрядом, как минимум до 1980-х годов, когда уже летал Ту-154)
31.01.1962 - выполнен пробный беспосадочный полет Ил-18 по маршруту Москва - Владивосток. (не слышал раньше про такой, про Ил-86 из Питера - слышал).
Апрель 1962 - Владивостоку из других городов переданы два вертолета Ка-15.
04. Ка-15 в морях
Дальше мазками:
...20.06.1985 - ввод новой ВПП в Кневичах и первая посадка на нее Ил-62М. Начало беспосадочных полетов Ил-62М в Москву. Ниже подсказали, что первый прилет во Владивосток Ил-62 был в 1970 (или в 1971 году). Были ли на нем до 1985 года регулярные полеты в Москву из Владивостока - не вижу.
31.12.1985 - про Ил-18. В части Сахалина - впервые слышу, чтобы он там оставался. С октября 1985 года Южно-Сахалинск стал штатно принимать Ту-154. Добавлю, что в другом месте пишется просто про последний рейс в Южно-Сахалинск на этом типе, в эту же дату. В общем, Ил-62 пришел беспосадочно, Ил-18 ушел - в один год. В Новосибирске Ил-18 тоже списали в 1985 году, как и в Хабаровске.
05. Цитата из книги.
19.08.1993 - на три месяца экипаж Ил-76 из Владивостока отправлен по контракту в Новую Зеландию.
06. Сама книга.
07. Добавлю другой источник и практически забытый владивостокцами в книге Ан-10 (базировка была в Хабаровске, Владивосток подготовил авиатехников под обслуживание Ан-10 и чуть позже под Ту-104 - в 1957 году). "Советский Сахалин" за 18 августа 1964 года: