Кратко про историю Як-12 в Новосибирске

Mar 16, 2019 10:06



Из рассказа бывшего пилота Як-12 Новосибирского авиаотряда Виктора Андреевича Ляха, затем летавшего на Ту-104 в Толмачево. Но сейчас про Як-12. Редкий тип, немного о нем известно.

В училище выпускался на По-2 и начал на нем в Новосибирске. Як-12 были в 116 ЛО. Командиром отряда был Цаплик (отец будущего командира Ил-86 ТОАО).

В сравнении с По-2 у Як-12 появились автозапуск, радиостанция (РСИ-3), обогрев кабины, механизация крыла, лучше приборное оборудование. Говорит, что в морозы на По-2 не летали, а бывало тогда до 45 градусов. А на Як-12 он не помнит, чтобы ограничения были по морозу.

Фото выше из интернета

Машины в НОАО были трех типов: Р, М и А. Максимум было машин 15. Большинство - М. В 1965 году оставалось 2 А, 1 Р и 3 М.

Машины были и советские, и польские. На польских кое-где были надписи на латинице. Польские были М.

В основном были в темно-зеленом окрасе. Две машины А были в светлой окраске Аэрофлота с полосой (стандартной для Як-12). Все были взаимозаменяемые. В пассажирском варианте за летчиком ставился диван. Была одна "вывозная" машина - с двойным управлением, для тренировок. Летала не часто. Она, видимо, была особой и не особо заменяемой (я так понял ,в конце самом на нее вышли случайно).

Была разница в штурвалах внутри типов. Была ручка в пол и был штурвал с уходом по полету в приборную доску. Это на фото Яков видно.

Было 4 типа оборудования для АХР (тут стоит проверить названия, как минимум, уже в конце было, он точно не помнит): опрыскиватель, рассеиватель, опыливатель, микродозировщик. Про авиахимработы есть тут .

Под санавиацию спецокраски Яков в Новосибирске не было (в других местах бывали). В Новосибирске ранее был покрашенный По-2 с гаргротом (в серебрянке, с красным крестом). Назначенный на санитарную работу Як-12 постоянно находился в 40-минутной готовности к вылету.

Максимум Виктор Алексеевич забирался на 5000 метров, без кислорода конечно. "Хотел проверить, как там...". Обычно летали на 300-600 метрах.

Зимой лыжи. В распутицу две недели штатно не летали - учеба, конференции, регламенты и т.п.

Закрепление самолетов за конкретными пилотами - старались, чтобы было, но получалось не всегда.

Какие были ресурсы у Яка - не помнит. Но сказал про Ан-24, мол, там четко было (в его время): 30 тыщ налета, 30 тыщ посадок или 30 календарных лет.

Невозвратных потерь Як-12 в НОАО не помнит.

Не спросили про Бе-30. Его ждали в начале 1970-х в ЗСУ. Он прилетал в Новосибирск и Колпашево на испытания.

Про Цессну-172 - первый раз фото самолета увидел - Руст на Красной площади.

...про прополку полей... "была такая вонючая трава"... полынь. Если она попадала в пшеницу, то хлеб имел нехороший запах. "Эта трава хорошо поражалась" ядом/гербицидом.



Фото из коллекции Виктора Андреевича

Вики: Гербици́ды (от лат. herba - трава и caedo - убиваю) - химические вещества, применяемые для уничтожения растительности. По характеру действия на растения делятся на гербициды сплошного действия, убивающие все виды растений, и гербициды избирательного (селективного) действия, поражающие одни виды растений и не повреждающие другие.

По-2, питание, 1965, Ан-24, Як-12, Новосибирск, пилот Лях, авиаистория, Польша, санавиация, ПАНХ, НСО, пилоты, Бе-30, самолеты, Новосибирск-Северный

Previous post Next post
Up