Ремонт мотор-колеса велосипеда

Jun 18, 2019 18:41

Подшипники стучали уже 2-й сезон но в последний сезон к тихому тиканью добавился громкий металлический дребезг на малых оборотах. По началу я думал что это дребезг крыла, ибо такая проблема раньше существовала. Так как крыло сделано фактически из жести любой его контакт металл - металл вызывал звенящее дребезжание. В начале я проложил все контакты металл-металл тканевой изолентой - проблема не решилась наклеили на консольную часть крыла шумку - безрезультатно. Изготовил крыло из пластика - тоже бестолку, хотя нет изготовил то я крыло под мопедную шину: оно пошире, и радиусом побольше, в общем от грязи защищает значительно лучше.
Осталась идея только на счет того что подшипникам совсем трындец.
Чинить мотор в городе было совсем некому - пришлось собственными силами, купил съемник и погнали


Мотор 2011 года покупки пробег ориентировочно 20000+ км
Разбирается мотор достаточно просто: нужно вывинтить все винты на щите со стороны провода и вытянуть ротор съемником



Да, мотор надо закрепить за вал в тиски, иначе не разберешь, никак, в моторе очень сильные магниты стремящиеся собрать его обратно. Если не расспицовывать - за колесо ротор легко выдернуть. Кстати во время затягивания съемника подшипниковые щиты издают стреимные звуки, но это нормально. Я думал что вал двигателя сильно закален, но нет - центр съемника легко расковырял в нем ямку не капли ни затупившись.


Белая пыль была в двигателе. Центр съемника был не в центре вала, никак не удавалось его туда поставить.


Никакого герметика или прокладок между подшипниковым щитом и ротором нет так то купать двигатель не стоит. На статоре видны белые полосы от соприкосновения ротора и статора.



Магниты изцарапаны в направлении вращения, густо покрыты белой пылью, на некоторых присутствуют сколы но металлическое покрытие магнитов нигде не прорвано насквозь. Пыль на магнитах не магнитная т.е. удаляется легко. П.с. стружка от статора или покрытия магнитов должна быть магнитной т.к. один сделан из трансформаторной стали а другое из никеля.


Провод был поврежден еще в начале эксплуатации, и был частью программы ремонта.
В ходе затягивания провода была выявлена куда более стремная неисправность:


#Оловянная #чума: чистое олово склонно к саморазрушению, превращению в серый порошок. Чумой его прозвали бо наличие кристаллов серого олова является затравкой для разрушения здорового металла.


Раскрутил запаянную скрутку руками.
Я решил откусить эти скрутки и запаять заново ПОС-61. Читая инфу про оловянную чуму я узнал что оказывается вероятность болезни олова резко возрастает на температуре ниже +13 градусов, а так-же то что у олова легированного свинцом ПОС-61 очень крепкое здоровье, а у ПОС-40 еще крепче т.е. эти припои практически не восприимчивы к оловянной чуме и образованию оловянных усов. А так-же что если переплавить серое "чумное" олово - оно восстановит свои характеристики.
Пыль от "больного" олова собрал пылесосом.
Зачищать на большое расстояние у меня не было возможности поэтому большие скрутки я не накручивал - одна запаянная петельна и все, надеюсь не распаяется.
Разумеется я долбоклюй, надел родные стеклолаковые кембрики с остатками порошка серого олова, даже и мысли не возникло что он там остался. Еще я не подумал проверить нулевую точку звезды на предмет заражения.
Купил новые подшипники, благо они оказались абсолютно стандартными 6202RS
Сборка двигателя оказалась очень простой. Конечно-же я помнил про сильные магниты и крепко держал колесо в руках когда надевал ротор, но не подумал о том то тиски прикручены к легкому столу, так что стол резво подпрыгнул )
Кстати винтики которыми собран двигатель из нержавейки, очень удивился когда попытался по привычке лепить их на магнит, чтоб не потерялись.

Первое испытание: новые подшипники не стучат, но дребезг на малых оборотах никуда не делся.
А еще, только после испытаний до меня дошла тема про старые кембрики и непроверенный 0. Снова разобрал


Почему я не обратил внимание на жареную нулевую точку при первой разборке, зная-то про чуму?


Конечно-же она тоже поражена
Снял старые кембрики, хорошо прогрел точки добавив припоя и изолировал тканевой изолентой (лента ХБ прорезиненная) Разумеется 0 откусил и пропаял ПОС-61, изоляция тоже лентой ХБ.


Сделал фотки датчиков холла




Испытание показало что дребезг остался, ну кто-бы сомневался.
Стал искать в интернетах то может издавать такой звук, в большинстве своем причины сводились к обрыву датчика холла, но сколько я не тряс провод, и привод, не пинал двигатель, на холостых никакого звука.
Долго думал что может дребезжать если не двигатель и не крыло... Может вилка? хотя люфтов нету... Решил проверить идею: вилка сделана без предсжатия пружины т.е. спокойное состояние вилки пружина не создает никакого усилия. Растянул вилку так чтоб она села на демпферы - и точно - нет дребезга!, вдавил - есть... рукалицо. Чуток затянул винты вилки чтоб появилось небольшое преднажатие и проблема решена.
Строение вилки


Красная - направляющая втулка
Черная толстая - нога вилки
Черная тонкая - штанина вилки
Фиолетовая - пружина демпфера
Зеленая - основная пружина
Синий - винт
Так вот когда зеленая пружина немного сжата, пружина демпфера висит в воздухе и консольно зажатый винт барабанит по отверстию в ноге вилки.
В оригинальной конструкции вилки винт закручен до конца резьбы, у меня-же винт стоит длиннее, чтоб вместить демпфер из пружины а не из резинового кольца (чтоб вилка не стучала). Лишняя резьба винта закрашена краской, так что его было возможно закрутить чуть глубже.
Почему раньше не барабанило? барабанило, но реже. Барабанить стало на много сильнее после замены направляющих втулок в вилке, плотнее они ходят из-за неточностей в изготовлении вилки (не хочешь чтоб повело - не вари). Почему только на маленьких оборотах: двигатель двигается рывками, это нормально для его конструкции. Обратите внимание на обмотки статора - каждый зубец является полюсом, когда обычно полюс охватывает минимум 3 зубца, лучше больше, для плавности хода. В общем из-за этого двигатель на малых оборотах двигается с заметными рывками, раскачивая виты.

разборка, #чума, #Оловянная, ремонт

Previous post Next post
Up