Все началось с месяц назад после прочтения третьей книги серии "The hunger games". Первая же рецензия, которую я прочла после этого, поразила точностью, но при всем этом - она не объясняла - в чем же прелесть книг Коллинз.
Это мир будущего.
Горького как вкус ядовитой ягоды и безумно вкусного как единственная пища голодающего. Последняя отравленная ягодка...
В живых остается только один, - знакомая формула. А теперь представьте - кем надо стать, что бы победить. Убить всех - друга, брата, возлюбленного - ВСЕХ. Получается - монстр??
- А если тебя убьют? - спрашивает Койн.
- Вы снимите это на пленку и сделаете агитролик, - отвечаю я.
Эти книги полны отчаянья. Это не приключение, это убийство.
Короткая выжимка (не из моей рецензии):
"Автор с изощренностью тайного садиста делает героям "плохо", "еще хуже", постепенно подводя стрелку к отметке "совсем хреново", переваливая за нее и продолжая придумывать все новые и новые измывательства над людьми.
К третьей части герои могут находиться в двух агрегатных состояниях - либо мертвыми совсем, либо мертвыми_внутри.
Неэмоциональными, изувеченными, перекореженными живыми трупами.
В какие-то моменты мне хотелось, чтобы каждый проглотил те самые ягоды или таблетки, они все наконец сдохли и перестали страдать, и главное - чтобы мне наконец-то стало легче и я за них не переживала."
Но не смотря на это - это все хорошая литература:)
...потому что я не знаю человека, у которого после прочтения - не было бы эмоционального шока.
Ощущения и эмоции буквально кипят, выплескиваясь на чьи-то беззащитные головы;)
В прошлом посте - я написала о характере Пита, главного героя. Это было просто. Но когда меня просили написать про Китнисс, главную героиню, - я как могла оттягивала этот момент.
Дело в том, что главная героиня - это квинтэссенция работы автора.
Китнисс - "Грубая. Недоверчивая. Эгоистичная. Смертельно опасная".
Что бы разобраться в нем, надо как минимум понять, что хотел сказать автор. И желательно поточнее;)
А ведь то, как Китнисс изобразили в фильме - это самый верх айсберга.
В книгах дано гораздо больше размышлений и показана обширная "внутренняя жизнь". Но при этом автор сделала ее зачем-то молчуньей. Наконец отталкиваясь от того, что ее мысли и монологи - это нечто не имеющее отношение к сюжету, можно начать думать - а зачем они вообще там?
И вдруг, совершенно случайно, - увидела одну аналогию.
Когда-то в детстве я очень любила книгу "Убить пересмешника" Харпер Ли. Некоторые истории - остаются с нами навсегда.
Мне кажется, что не зря роман получил Пулитцеровскую премию, а фильм по мотивам удостоен нескольких премий «Оскар» (рейтинг imdb 8,5). И во взрослом возрасте я не могла равнодушно вспоминать о ней.
Очень важно еще в юности понять, что "точку сборки" можно и нужно менять.
И что истина не всегда заметна снаружи, что твое восприятие реальности - только часть мира.
Помните притчу о четырёх мудрецах и слоне?
Они ощупали его с разных сторон и обменялись впечатлениями. Один потрогал ухо и заявил, что слон словно ковер. Другой, забравшись на слоновью спину, возразил: слон точно гора. Третий ощупал хобот и нашел, что слон напоминает трубу. Четвертый обнял слоновью ногу и уверился: слон - это столб. А пятому достался хвост, и он решил, что слон - это что-то вроде метелки...
"Познание истины - смиренное служенье что бы
Увидеть мир таким, каким в реальности он есть.
А чувства наши - далеки от совершенства."
(с)
И только сейчас я подумала, что назвав третью книгу - "Сойка-пересмешница", Коллинз возможно хотела дать намек своим читателям.
Ведь "Убить пересмешника" изучают 80% американских школ.
Теперь, с двумя поездками на Голодные игры за плечами, я стараюсь никого не судить, не зная всех подробностей.
Разве я сама не хотела убить Пита, чтобы спасти его от Капитолия? Неужели у меня не было другого выхода? Наверное, был, но тогда мне не пришло в голову ничего лучшего.
"Роман полон глубоких мыслей, морали, цитат, которые в своих простых словах несут смысл, по которому нужно жить каждому." - это можно сказать об обеих книгах.
Хотя "Убить пересмешника" - имеет другой сюжет, но мысль "не суди и не судим будешь" прослеживается и там.
Простые слова... да, Коллинз пишет просто, и от этого ее все понимают...
Кроме того обе книги оставляют тебя на пронзительной ноте, - это даже больше их роднит.
Кроме того, у обеих произведений есть еще один общий знаменатель: фильмы, поставленные по романам - сокращены в той части, которая отвечает за эмоции. Но при этом - нет ни каких изменений, и сюжет передан верно.
Роман Харпер Ли "убить пересмешника" пропитан расизмом и борьбой за жизнь, а в фильме этого почти нет.
И я все больше склоняюсь к тому, что не спроста в Голодных Играх внутренние монологи главной героини - занимают так много места в книге (но совершенно проигнорированы в фильме).
Они несут информацию не столько для сюжета, сколько для читателя. И не о том, что происходит в книге - а о мыслях автора...
Еще недавно я принимала как должное, что Пит меня обожает. Теперь с этим покончено. Наконец он видит меня такой, какая я есть.
Грубая. Недоверчивая. Эгоистичная. Смертельно опасная.
И я его ненавижу за это.
Я извиваюсь, хочу избавиться от разрушенного тела и отрастить безупречные крылья - и все же, несмотря на огромные усилия, остаюсь чудовищем, появившемся на свет в результате взрыва бомбы.
О чем эти цитаты?
О том что человек может выжить действительно вопреки всему. Мы будем такими, какими нас сделают обстоятельства. Но нам очень нужен человек, который бы искренне считал, что мы лучше...
Главную героиню с самого начала сопровождал Пит, он верил ей (пока был в своем уме, а это не могло продолжатся долго). Потом появились повстанцы, для которых она была символом революции и тоже верили ей...
А ведь сначала кажется что Китнисс передвигается - по арене боевых действий - бессмысленно, безрезультатно и беспощадно для всего живого.
Например, ее часто отправляют снимать агит.видео, что вроде бы логично раз она - лицо революции. Но для канвы романа это оказывается совсем не важно, у этих действий нет ни каких последствий, кроме пожалуй - эмоций...
Однажды ее закидывают в госпиталь, который после взрывают враги. А она там только что побывала и общалась с людьми, которых убивали.
Эмоции зашкаливают, но сцена совсем не играет роли в дальнейшем рассказе. Зачем это было нужно?
Затем, что она встречает людей в госпитале, для которых она - не просто она, а кто-то больше...
Ты можешь подстегнуть повстанцев еще только одним способом.
- Умереть, - тихо говорю я.
- Да. Стать мучеником революции, во имя которого они будут сражаться.
Книга помогает ПРОЧУВСТВОВАТЬ то, что мы вроде бы знаем, но не очень-то верим. Ведь простые истины как - подтверждение теоремы физики на практике - всегда удивляют, не смотря на то что знал результат заранее...
Еще одна часть из 3 книги - рассказывает как Китнисс вступает в специальный отряд, тренируется до седьмого пота, но в конечном итоге вся ее благоприобретенная сноровка не приведет к победе.
Зачем же было уделять такое внимание физкультуре?
Потому что в этих тренировках она налаживает контакт с Джоанной. Опять встречается персонаж, который верит в лучшее в Китнисс, и ждет когда она переродится.
Ночка в нашей палате - врагу не пожелаешь. О сне не может быть и речи.
К трем ночи Джоанна осыпает меня самой изощренной бранью, какая есть в Седьмом дистрикте.
На рассвете поднимается и вытаскивает меня из постели, чтобы идти на тренировку.
- Кажется, я не смогу, - признаюсь я.
- Сможешь. - рычит Джоанна.
Далее Коллинз отправляет Китнисс в президентский дворец, с минимум людей (и их них по пути убивает большую часть), что бы захватить Президента и убить его.
И когда поклонники уже предвкушают зверскую расправу над Президентом Сноу - она останавливает героиню у самых ворот и опять же - странным стечением обстоятельств вынуждая выйти из игры.
Читатель уже сам почти рычит - за столь вопиющее поругание всех светлых идей (и персонажей), какие есть в книге. Она убила столько человек - бессмысленно!.. Она НЕ ПОБЕДИЛА.
Зато в этом походе она смогла достучаться до сломленного пытками Пита. Китнисс и Пит снова начинают доверять друг-другу. Им обеим наконец-то открывается то, что вещи, которые стоит ценить в жизни и сохранять их, беречь во что бы то и стало.
- Китнисс, я так устал.
- Спи, - отвечаю я.
Но он не закрывает глаза, пока я не приковываю его к одной из опор лестницы.
Наверное, это неудобно - лежать с руками над головой, тем не менее через несколько минут Пит тоже засыпает.
Первое проявление доверия это забота.
Именно, для того что бы показать различные проявления доверия, я думаю, автор и ввел в третьей книге эти странные сцены...
...странные судьбы, и мертвых людей (внутри и внешне).
Таких как - Президент Сноу.
Вот - финальная сцена с ним:
Я достаю стрелу из колчана, кладу на тетиву, прицеливаюсь и смотрю в лицо Сноу.
Я пытаюсь прочитать в глазах бывшего президента хоть что-нибудь - страх, раскаяние, гнев, - но, как и во время нашей прошлой встречи, вижу лишь изумление. Сноу словно повторяет свою последнюю фразу:
«О, дорогая мисс Эвердин, мы же договаривались не лгать друг другу».
Он прав. Мы договаривались.
И тогда мой наконечник стрелы - идет вверх, прочь от его сердца. Вместо него - только что избранный президент Койн, падает с балкона на землю. Она мертва.
Эти сцены важны совсем не для сюжета, а для - еще большего акцента на переломе, который должен был наступить у самой Китнисс...
Она - та птичка, искусственно выведенная в подвалах капитолия - для борьбы с врагом. Но после того как ее наконец-то отпустили на волю, смогла найти ради чего и как жить дальше.
Гибрид обычной сойки и ее генетического мутанта. Специально выведенного во время восстания в Дистрикте-13.
Птицы должны были постепенно исчезнуть. Должны были, однако не исчезли. Вместо этого они скрестились с пересмешниками и - получился новый вид птиц.
Эти птицы могут петь как люди, - надо только не полениться и вначале спеть самому, а птицам должен понравится твой голос
"Голос" Коллинз мне понравился. Нужно просто поменять свою "точку сборки", что бы увидеть наконец этого слона:)
- Ко мне каждый день приходит этот их доктор по мозгам. Полный идиот. Все твердит, что я в полной безопасности. Двадцать раз на дню.
Глупо говорить такое, особенно тому, кто победил в Играх.
- Арена нас всех порядком искалечила- тебе не кажется? Или ты до сих пор чувствуешь себя той девочкой, которая вызвалась добровольцем вместо сестры?
- Нет, не чувствую.
- В одном мой мозговед прав. Нужно жить дальше.
Такие книги нужны, что бы напоминать нам простые вещи. Обычные дела имеют смысл. Душевное тепло нужно всем. Невозможно жить, не меняясь. Огонь никогда не рождает ничего нового. Что бы выжить надо иметь немного хлеба, поддержки и надежду.
В плохие дни я составляю в уме список всех добрых дел, которым стала свидетелем.
Это немного напоминает игру. Она повторяется снова и снова.
После двадцати с лишним лет это стало даже немного утомлять. Но есть игры гораздо хуже этой..